В Прощеное воскресенье епископ Истринский Серафим совершил Божественную литургию и Вечерню с чином прощения в Свято-Успенском соборе Крутицкого подворья
26 февраля 2023 года, в Неделю сыропустную (Прощеное воскресенье), воспоминание Адамова изгнания, председатель Синодального отдела по делам молодежи епископ Истринский Серафим совершил Божественную Литургию и Вечерню с чином прощения в Свято-Успенском соборе Крутицкого Патриаршего подворья.
Его Преосвященству сослужило духовенство храма, песнопения исполнил мужской хор под управлением регента Евгения Ахмадиева. Молитвенное участие в Богослужении приняли многочисленные прихожане и гости Крутицкого подворья.
По сугубой ектении Владыка вознес молитву о восстановлении мира.
После чтения Святого Евангелия Его Преосвященство обратился к верующим с архипастырским словом, особенно отметив важность испрашивания прощения, искреннего покаяния в жизни каждого из нас:
«В сегодняшний воскресный день мы вспоминаем изгнание Адама из Рая. Также этот воскресный день именуется Прощеным и, собственно, сегодня (но если говорить строго, то с завтрашнего дня) начинается поприще Святой Четыредесятницы – Великий пост.
И вот три этих момента: изгнание первых людей из Рая, прощение и пост – помогают нам понять цель духовной жизни человека, и для чего нам необходимо проходить такое поприще, как пост.
Первые люди, Адам и Ева, были созданы для блаженной, то есть счастливой жизни. До того, как они совершили грехопадение, ни в их личной жизни, ни во всем мире не было ни зла, ни какого-либо недостатка, ни какого-либо искажения Божественного замысла о мире и о человеке. А грех стал началом зла в человеческой истории. Грех, совершенный первыми людьми, оторвал их от Бога и имел своим следствием изгнание их из Рая. То есть потерю постоянного Богообщения, потерю чистоты и святости, потерю жизни, лишенной какого-либо духовного или материального недостатка. И вот когда Адам вместе со своей женой Евой вследствие совершенного грехопадения были изгнаны из Эдемского сада, то они горько плакали. И это аллегорически и художественно очень хорошо представляет нам стихира «Седе Адам прямо рая», которая вчера исполнялась за вечерним Богослужением.
И вот что требовалось от первых людей в тот момент для того, чтобы избежать тех страшных последствий, которые наступили? И была ли такая возможность избежать вхождение в мир вследствие грехопадения зла, смерти, болезни, страданий, отрыва от Бога, потери Бога? Да, таковая возможность была. И она заключается в испрашивании прощения. Когда Ева по наущению змия вкусила запретный плод, а затем дала своему мужу, и тот вкусил, они тут же почувствовали стыд, стали прятаться. Но Бог искал, он говорил: «Адам, где ты?» (Быт.3:9) И вот в этом лаконичном, но очень емком вопросе содержался призыв Бога к покаянию.
«Адам, где ты?» Бог всеведущий. Он знал, что люди так поступят. И уж тем более Он знал, в какой момент они совершили это грехопадение, в какой момент они предпочли Богу диавольскую лесть, в какой момент они возжелали сами стать, как «боги» по наущению диавола, как бы вообще Бога вытеснить из своей жизни и по сути занять Его место. То есть сделать все то же самое, что некогда сделал Денница, первый из Ангелов. Восстал против Бога, против своего Творца, но был низвергнут за это горделивое действо.
И вот Господь вопрошает: «Адам, где ты?» Бог ищет это погибающее овча. Задавая этот вопрос, Бог призывает его объявиться, предстать перед Его лицом и рассказать о том, что произошло. А раз рассказать, то, быть может, и покаяться, испросить прощения».
К принятию Святых Христовых Таин благоговейно приступило большинство верующих, предварительно исповедовавших свои грехи на исповеди и приуготовивших свою душу ко Святому Причащению.
По окончании Божественной Литургии Владыка совершил Вечерню. После пения великого прокимна и закрытия Царских врат духовенство переоблачилось в великопостные черные ризы.
После отпуста Его Преосвященство прочитал молитвы на начало Великого поста, а также благословил и напутствовал паству на прохождение поприща Святой Четыредесятницы:
«Великий пост, как уже было сказано, это особое время сугубых молитв, сугубого воздержания в пище, питии, веселии. Это время наивысшей духовной концентрации всех наших сил, и очень важно провести его достойно. Я уже сказал о том, что по нашей немощи мы не можем сделать так, чтобы вся наша жизнь была временем покаяния, чтобы вся наша жизнь была постом.
Поэтому нужно хотя бы вот эту часть года, сорок дней в году, постараться действительно покаяться и совершить духовную перемену. Но очень часто и само время Великого поста не проводится нами так, как должно: кто-то ослабевает в воздержании от пищи по здоровью, по иным обстоятельствам; кто-то в силу своей профессии и занятости не может часто посещать Богослужения во время Великого поста, что очень важно для всех верующих людей. И много других причин есть, поэтому я всех вас призываю из всего сорокадневного Великого поста постараться максимально достойным образом провести хотя бы первую седмицу, которая является самой строгой.
В первую седмицу Великого поста практически без сокращений, за редким исключением, полностью по уставу совершаются утренние и вечерние Богослужения. По вечерам читается Великий покаянный канон Андрея Критского, который заставляет нас духовно отрефлексировать свою жизнь, который помогает нам задуматься о вечном. В среду и пятницу будут совершаться Литургии Преждеосвященных Даров. Поэтому я всех вас призываю в первую седмицу Великого поста с завтрашнего дня взять на себя труд и не лениться».