На Сахалине продолжается реализация просветительского проекта «Сахалинский путь равноапостольного Иннокентия Вениаминова»

В Сахалинской области продолжается реализация просветительского проекта «Сахалинский путь равноапостольного Иннокентия Вениаминова», посвященного 225-летию со дня рождения известного православного миссионера, просветителя и ученого.

О мероприятиях, проводимых в рамках проекта, рассказал в беседе с Ольгой Кирьяновой руководитель Сахалинской региональной общественной организации «Братство Александра Невского», настоятель храма святителя Иннокентия Московского в Южно-Сахалинске протоиерей Виктор Горбач.

«Просветительский проект "Сахалинский путь Иннокентия Вениаминова" осуществляется на средства гранта Правительства Сахалинской области, который был выделен сахалинской региональной общественной организации "Братство Александра Невского", выигравшей в конкурсе региональных грантов.

В течение нескольких месяцев мы проводим различные мероприятия, в том числе встречи с молодежью: школьниками, учащимися средних и высших учебных заведений. Эти встречи проходят в разных населенных пунктах области. Серия подобных встреч состоялась на днях в Курильском районе – самом дальнем уголке нашего региона. Мы приезжаем туда уже не в первый раз. С администрацией района и с районным отделом образования у нас давно сложились добрые, рабочие отношения», - сказал отец Виктор.

«В этом месяце мы пригласили на Сахалин известного российского композитора и исполнителя Владимира Всеволодовича Щукина, который также принял участие в нашей поездке на Курилы. До этого в Южно-Сахалинске с участием нашего гостя состоялась встреча со студентами политехнического колледжа Сахалинского Государственного университета. Участникам встречи мы рассказали о том, что сейчас проводится творческий конкурс для молодежи 14-18 лет. Каждый желающий – старшеклассник, учащийся колледжа, техникума или ВУЗа, может написать эссе посвященное жизни и трудам первого епископа Камчатки, Курил, Сахалина и Приамурья, его роли в освоении Дальнего Востока и Русской Америки. Подробности можно узнать по телефону: 26-14-96, а также ознакомившись с Положением о конкурсе. Работы принимаются до 20 ноября, а в конце месяца будут подведены итоги и названы победители. Всех участников тоже обязательно отметим.

В ходе встречи был показан анимационный фильм о святителе Иннокентии (Вениаминове), который нам любезно предоставили наши друзья из Иркутского областного краеведческого музея им. Н.Н.Муравьева-Амурского. Мультфильм был создан при участии музея к 225-летию со дня рождения святителя Иннокентия и сахалинцы стали одними из первых, кому удалось его посмотреть.

Встреча, организованная Председателем Ассамблеи народов Сахалинской области Майей Владимировной Кирилловой, также включала концертную программу, подготовленную нашим московским гостем. Он исполнял песни собственного сочинения на стихи русских поэтов "золотого" и "серебряного века". Темой его выступления стала духовная связь между поэтом А.С.Пушкиным и святителем Иннокентием. Вроде бы совершенно разные люди, но они жили в одну эпоху и у них был один духовный наставник – митрополит Московский и Коломенский святитель Филарет (Дроздов).

Владыка Филарет с большим вниманием относился к деятельности будущего святителя Иннокентия еще в его бытность священником-миссионером, способствовал назначению овдовевшего и принявшего монашество о. Иоанна Вениаминова на кафедру епископа Камчатского, Курильского и Алеутского. А о стихотворной переписке между святителем Филаретом и Пушкиным, думаю, все знают, как и о том серьезном духовном влиянии, которое святитель оказал на великого русского поэта. Именно потому среди тех музыкальных произведений, которые исполнял Владимир Щукин, были и песни на стихи А.С.Пушкина, в т.ч. и отрывки из "Евгения Онегина"», - рассказал отец Виктор.

«В ходе поездки на Курильские острова мы посетили и сам районный центр – город Курильск, и еще несколько населенных пунктов Горное, Горячие Ключи, Рейдово, в том числе и воинскую часть на острове Итуруп, - отметил он. - Встретились с военными. Наш гость исполнил несколько песен для них, в частности, на стихи поэта Н.С.Гумилева, который, как известно, был не только поэтом, но и офицером, участником Первой Мировой войны, кавалером двух Георгиевских крестов. Нам, как организаторам, важно было посредством музыки и поэзии свидетельствовать о незримой связи между русскими воинами, которые защищали наше Отечество в начале XX века, и теми, кто стоит на защите ее рубежей сегодня. Именно об этом мы говорили с военнослужащими и я видел их живой, неподдельный интерес к этой теме».

«Мы также привезли с собой на Курилы буклеты о святителе Иннокентии, изданные в рамках нашего проекта, и его книгу "Указание пути в Царство Небесное". Разговаривая с офицером пограничной части в Горячих Ключах, я предложил ему прочитать эту книгу, поскольку ее автор долгое время служил на Дальнем Востоке, просвещал те народы, которые здесь жили исторически, общался с русскими поселенцами и для понимания истории региона, это будет полезно. Мой собеседник в разговоре упомянул о том, что на войне атеистов не бывает: когда человек сталкивается с действительно серьезными испытаниями, находится перед лицом смерти, то он неминуемо осознает, что есть ценности более важные, чем сиюминутные земные блага», - подчеркнул пастырь.

По словам отца Виктора, московскому гостю понравилась «слушательская аудитория, природа нашего острова, а особенно Курил. На нескольких встречах он специально отметил, что люди, проживающие возле океана в окружении такой красивой природы, сами очень красивы душой. По району передвигались на "вахтовке", в какой-то момент проезжали даже по кромке Тихого океана. Я рассказал гостю, что всего десять дет назад путь был еще сложнее, еще не было устойчивой мобильной связи. Сейчас все значительно изменилось в лучшую сторону, но, конечно, пока не до столичного уровня».

«Очень важен момент личного общения с исполнителем. Во время его выступлений неизменно возникала очень дружелюбная, теплая атмосфера, - заметил он. - Жителям Итурупа, особенно детям, было очень приятно, что к ним специально приехал столичный исполнитель, который общается с ними вживую.

Отец Виктор считает, что «должна быть выстроена государственная политика, направленная на поддержку нашей национальной культуры. Финансирование тех или иных проектов напрямую должно зависеть от их содержания. Понимаю, что некоторые люди могут критически относиться к худсоветам, которые существовали в советское время, но, если четко обозначить критерии, по которым производится оценка произведения, все будет вполне честно и прозрачно, то почему бы не воспользоваться этим опытом?»

«Не стоит ограничивать свободу творчества, но поддержку – финансовую и административную, государство должно оказывать тем проектам, которые носят патриотический, просветительский характер. Среда в государственных образовательных учреждениях тоже должна формировать гражданина России, а не "гражданина мира", как это было двадцать лет назад, не потребителя, а созидателя. Тот путь оказался тупиковым», - убеждён пастырь.

«Сегодня, - продолжил он, - когда фактически стоит вопрос – быть или не быть России, перед образовательными учреждениями стоит сверхактуальная задача – воспитывать людей, знающих и любящих нашу культуру, воспринимающих себя наследниками великой русской цивилизации.

Проблема еще и в том, что молодежь, которая готова воспринимать русскую культуру, народные песни, патриотические песни современных исполнителей, не знает, где их можно услышать. Звуковой фон, который нас окружает, наполнен низкопробной англоязычной попсой, которая звучит не только в радио и телеэфире, но и, например, в торговых центрах. Так подспудно изо дня в день насаждаются музыкальные пристрастия, совершенно чуждые не только нашей культурной традиции, но и мировой культуре, в целом. Человек, желающий слушать свою, русскую музыку, просто не имеет такой возможности, если не предпримет специальных усилий. Такое ощущение, что эта музыка находится в глубоком подполье. И сейчас, когда Запад фактически ополчился против нас, ничего не изменилось».

«К моему большому сожалению, даже на митинге, посвященном специальной военной операции, не допустили песни Юлии Чичериной, которой вообще-то Президент России присудил звание заслуженного артиста. Не допустили потому, что они "слишком грустные", а нужны другие, более веселые. Не важно, чьи и о чем. У меня невольно возникает вопрос – чем руководствуются те, кто принимает такие решения и так их аргументирует? Уместно ли бездумное веселье в период, когда все мы должны мобилизоваться – духовно, нравственно, физически – для достижения Победы? – задаётся отец Виктор вопросами. - До сих со стороны части нашей элиты присутствует определенная инерция, их пугает все, что напоминает о подлинной России, о подлинном патриотизме».

«Нас убеждают, что эти идеи, воплощенные в музыке, не будут популярны у молодежи, они коммерчески не успешны, но это не так! Например, песня молодого и сверхпопулярного сегодня Ярослава Дронова, по прозвищу Шаман "Я – русский!" очень хорошо воспринимается молодыми людьми, он собирает огромные залы. Наша молодежь готова воспринимать такую музыку и такие тексты. Суть дела не в том, чтобы что-то запретить, главное – показать, что существует альтернатива западной попсе, органично соответствующая нашему менталитету, помогающая нашим соотечественникам осознать исторический путь страны, свою роль и свою миссию в этом мире», - заключил протоиерей Виктор Горбач.