Всемирный день православной молодежи в Белгородской митрополии отмечают с 1996 года. В этом году празднование проходило в течение 5-ти дней. День 1-й:

Открыли празднование в Белгородском культурном центре «Октябрь»  игрой Quiz для студентов, Всего 14 команд боролись за призовые места. Тройку победителей наградил Владыка Иоанн. Третье место — Белгородский индустриальный колледж. Команда получает абонемент в кино. Второй результат и абонемент в аквапарк — у воспитанников Белгородской духовной семинарии. Победа и главный приз — билеты на концерт популярного исполнителя Niletto достаются студентам Института искусств и культуры. А подарком абсолютно для всех участников стало выступление команды бодрого настроения «Жара». По окончании концерта состоялась открытая дискуссия на тему «Абсолютная свобода или кризис любви». Спикерами дискуссии стали Иоанн,  митрополит Белгородский и Старооскольский, депутат ГД Наталия Полуянова, министр культуры Белгородской области Константин Курганский, фронтмен группы «Жара» Евгений Карамышев и руководитель психологической службы НИУ «БелГУ» Дмитрий Сазонов.

Открывая дискуссию, митрополит Иоанн сказал:

— Что для меня свобода? Это познание истины. Христос говорит: «Познайте истину, и она сделает вас свободным». Мы не можем добиться абсолютной свободы, так как очень многое зависит от внешнего, но если мы познаём истину, она делает нас свободными изнутри, свободными от греха, который постоянно над нами довлеет.

Я хотел бы обратить ваше внимание на то, что мы с вами порой очень дорожим тем, что ничтожно. Святитель Николай Сербский говорит: «Когда оскудевает любовь, люди ищут справедливости». Казалось бы, непонятная вещь, как связаны любовь со справедливостью, но, когда люди влюбились друг в друга, создали семью, они первое время летают, носят друг друга на руках. Вдруг что-то входит в привычку, и начинаются проблемы, например, кто будет мыть посуду: «Вот я вчера посуду помыл, а ты сегодня нет». Это уже поиск справедливости. Но откуда взялась эта справедливость? И вообще, нужна ли она в любви?

Когда мы задумываемся, как мы понимаем любовь и как мы понимаем свободу, тогда в нас открывается совершенно другое состояние. Состояние, которое можно описать словами апостола Павла: «Любовь не ищет своего». Понимаете, мы всегда ищем что-то своё. Мы ищем достойных себе партнёров по жизни, мы ищем своего, когда пытаемся определить того человека, который будет рядом с нами по каким-то параметрам, которые мы сами задаём, но это не любовь. Это лишь комфорт, который никак не связан с любовью.

Поэтому, когда мы говорим об абсолютной свободе, которая вдруг у многих людей проявляется в социальных сетях, когда они под анонимными различными ликами начинают свою бурную деятельность, не отвечая ни за что, они думают, что это абсолютная свобода, но это лишь иллюзия. Иллюзия того, что человек свободен...

Бог есть любовь, и поэтому он даёт нам правильное понимание свободы и любви и самое важное правильное ощущение вечности. Время — это те изменения, которые происходят в нас самих. Мы знаем детство, юность, молодость, старость. Мы с вами должны иногда остановиться и задуматься, а те ли мы инструментами сами вооружены, когда рассуждаем о свободе и любви?

 

Отвечая на вопрос участников диалога о том, что  кризис любви возможно коснулся только той любви, которая имеет Библейскую укорененность, и как вернуть эту любовь в современное общество, митрополит Иоанн сказал о том, что любовь есть в каждом, поэтому говорить о кризисе любви будет скорее неправильно.

– Если любовь в человеке оскудевает, то он погибает. Очень важна эмпатия, она способна излечивать сложные болезни. Сейчас говорят, что «твой успех важнее всего, всех других». На самом деле, это губительная установка. Человек не может быть один, он обязательно должен любить и сочувствовать. Неправильно расценивать любовь как ценность. Она не ценность, она – жизнь, и либо есть, либо её нет. Её не купишь и не продашь, – убеждён владыка.

Депутат Госдумы Наталия Полуянова рассказала о том, как найти компромисс между личной свободой и свободой других людей.

– Мы должны понимать, что любовь – это основа нашего отношения друг к другу. Это взаимоуважение, взаимопринятие. Свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода и личное пространство другого человека. Каждый из нас существует в своей особой системе координат, – подчеркнула Наталья Владимировна.

Министр культуры Белгородской области Константин Курганский также стал одним из спикеров дискуссии. Он рассказал белгородцам о том, как, по его мнению, свобода совмещается с культурой и творчеством.

— За многовековую мировую историю были разные примеры, когда появлялись уникальные творцы в тоталитарных государствах и также появлялись великолепные художники и музыканты, когда действительно была вседозволенность. В этом, наверное, и есть уникальная палитра культуры.

Если бы в нашей палитре культуры не было вот таких совершенно разных ярких красок, она бы не была столь богатой. Культурный человек, человек культуры — это уникальный человек. Рассуждая на эту тему, я понимаю, что сложно найти какой-то алгоритм для всех, единое понимание свободы, любви в свободе. Наверное, проще всего это делать через себя. Есть физическая свобода, то есть, я могу читать, есть, гулять, слушать любую музыку. При этом есть какая-то внутренняя свобода. Например, я спокоен, уверен в своих действиях и, наверное, я свободен.

Всё должно быть искренне, по-честному, по любви и тогда и песне, и стихотворению как и любому выступлению, продолжению твоих мыслей поверят, за тобой последуют, — добавил основатель кавер-группы «Жара» Евгений Карамышев.

Руководитель психологической службы НИУ «БелГУ» Дмитрий Сазонов рассказал о своём понимании кризиса любви, а также о том, как сейчас люди учатся любить себя и одновременно другого человека.

— Любовь сейчас несколько по-иному воспринимается и даже постулируется как абсолютная ценность. Любой человек стремится к всепринятию. Всё имеет право быть. И современное проявление любви заключается в том, что мы все имеем право быть теми, кем захотели быть. И критерии, на которые мы опираемся, когда оцениваем, они совершенно расшатались. Мы и в критерии залезли, мы говорим: «А кто тебе сказал, что это истина?». Отчасти такой ход мышления очень полезен, а отчасти вреден, потому что, если мы что-то утверждаем, мы должны задать себе философский вопрос: «На что я опираюсь, когда утверждаю это, и вопрос психологический, зачем я это делаю, что мне это даёт?» Поэтому сейчас любовь очень даже пропагандируется как всепринятие...

В культурном смысле у нас кризис любви такой: мы не понимаем, на что опираться, потому что всё имеет право быть. Если рассуждать в более психологическом смысле, я присоединяясь к евангельским словам, и понимаю любовь не как некоторое чувство, а как способ отношения. Определения любви даны нам через глаголы, это некоторые действия, некоторые способы отношения к другому человеку.

Хоть я и психолог, но я категорически против классификации любви в психологии как чувства или состояния. Это всё-таки действие по отношению к другому. Оно больше говорит обо мне как о человеке, и о нём, ради которого я это делаю, чем мои состояния в эти моменты. Мы очень много спорим о состояниях, пытаемся понять, любовь ли это, влюблённость, или ещё что-то, но какая разница: главное — просто смотреть, что один человек делает по отношению к другому. Это главный критерий: любовь это или нет.