Епископ Истринский Серафим совершил Великое повечерие с чтением канона преподобного Андрея Критского
16 марта, во вторник первой седмицы Великого поста, Епископ Истринский Серафим совершил Великое повечерие и возглавил чтение второй части Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского в Свято-Успенском соборе Крутицкого подворья.
Его Преосвященству сослужило духовенство храма, богослужебные песнопения исполнил мужской хор под управлением регента Евгения Александровича Ахмадиева.
За Богослужением молились многочисленные прихожане собора.
По окончании Богослужения архипастырь обратился к прихожанам со словами проповеди. Его Преосвященство отметил:
«Святой апостол Петр в своем первом послании обращает к нам призыв: «облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (1 Пет. 5:5). Просить у Господа духа смиренномудрия учит нас и святой прп. Ефрем Сирин словами своей великопостной молитвы. Что представляет собой эта добродетель?
Греческое слово ταπεινοφροσύνη, переводимое на церковнославянский язык как смиренномудрие, означает «скромность», «признание собственной незначительности, малости». Для античного сознания данное качество было отрицательным, чем-то сродни малодушию, слабости. Однако в христианской парадигме смиренномудрие – это одна из высочайших добродетелей, подразумевающая отсутствие гордыни, превозношения над другим человеком и искреннее осознание своего недостоинства и ничтожности пред лицом Бога. Святой прп. Антоний Великий говорит об этом так: «Смирение же состоит в том, чтобы человек считал себя грешником и думал, что он ничего доброго не делает перед Богом; чтобы прилежал молчанию и себя вменял ни во что; чтобы не упорствовал ни перед кем, настаивая на своем слове; чтобы отлагал свою волю… остерегался лжи, пустых не произносил слов…».
Из Священного Писания мы знаем, что именно из-за потери смирения денница восстал против Творца и был низвергнут с неба, а человек – согрешил и лишился рая. Вместе с тем именно благодаря смирению Сына Божия, который «смирил Себя, быв послушным даже до смерти», стало возможным спасение человеческого рода (Флп. 2:8). Все это показывает, насколько важной является данная добродетель для нашей духовной жизни.
На практике смирение заключается в понимании человеком того, что у него нет ничего своего: все хорошее, что у него имеется, даровано Богом, а все доброе, что он способен сделать, происходит исключительно при содействии Божественной помощи и благодати. При этом смирение представляет собой не безрассудную, слепую покорность, но смелое и решительное действие, связанное с объективной оценкой самого себя. В этом состоит одно из ключевых отличий смиренного человека от надменного и горделивого, который считает себя выше других, но на самом деле таковым не является»