Праздничная литургия в честь Дня молодежи

В Неделю о мытаре и фарисее, 21 февраля, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий возглавил Божественную литургию в Исаакиевском соборе.

Его Высокопреосвященству сослужили секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, ключарь собора протоиерей Роман Ковальский, председатель отдела по делам молодежи протоиерей Константин Головатский, председатели отделов по делам молодежи Тихвинской и Гатчинской епархий иереи Геннадий Титов и Алексий Ковальчук, диаконы Евгений Смирнов, Валерий Маркин, духовенство собора и другие священнослужители.

За богослужением пели хор Исаакиевского собора под руководством Льва Дунаева и сводный хор православной молодежи под управлением Евгении Стахановой.

Среди молящихся были директор ГМП "Исаакиевский собор" Юрий Мудров, начальник городского отдела по связям с религиозными объединениями Владимир Иванов, председатель городского комитета по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями Богдан Заставный, а также члены Организации российских юных разведчиков (ОРЮР).

Чтец храма иконы Божией Матери "Милующей" на Васильевском острове Александр Башкин был рукоположен во диакона к тому же храму.

 

"Поздравляю вас с попразднством великого праздника Сретения Господня и с Днями православной молодежи, - сказал владыка в проповеди. - В эти дни наши храмы наполняются молодыми людьми. Юность, молодость - лучшие годы человека, когда ему открываются перспективы, строятся большие планы. Человек получает образование, профессию. В это время он совершает много ошибок, за которые потом приходится каяться, но бывает и много радостных моментов, за них мы Бога благодарим. В это время многие обретают веру. Господь нас находит и приводит в храм Божий. Наша задача - найти Бога. Если Он нас нашел, значит, и мы должны Его найти. А где искать Бога, как не в храме? Здесь раскрывается вся красота православной веры. Каждое воскресенье мы должны ходить в храм и укрепляться в вере благодатью Божией. Каждый раз Святая Церковь нам предлагает учение для нашего спасения. И вот, в эти дни, когда остается три подготовительных недели до Великого поста, Святая Церковь рассказывает в притчах, как к нему готовиться".

"Мы слышали сегодня евангельскую притчу о мытаре и фарисее - как два человека пришли в храм и какими разными вышли, - продолжил архипастырь. - Мы видим один суд человеческий и совершенно другой суд Божий. Господь смотрит не на внешнее, а на качество человеческого сердца - здоровое оно или больное. И Он смотрел, с каким сердцем пришли фарисей и мытарь. Фарисей в глазах общества был порядочным человеком, исполнял предписания закона. Казалось, что для мирских людей он просто святой человек. А мытарь? На нем негде было ставить клейма. Хищник, взяточник, в глазах общества он был преступником. Бог же по-другому посмотрел - на их душу, и увидел, что у фарисея совершенно больное сердце. Он настолько возгордился своей праведной жизнью, что даже Бога благодарит не за здоровье, успех в жизни, а за то, что он, фарисей, не такой, как прочие. То есть так возгордился, что имеет право судить людей. А такого права Бог никому не дал, только Он - наш судья, а мы все друг другу братья и сестры. Почему больное сердце было у фарисея? В нем не было любви и смирения. Если в нашем сердце нет любви и смирения, значит, мы больные люди. Значит, в нашем сердце и Бога нет, и ближнего нет. Поэтому мы всегда себя оправдаем. Посмотрите на свою жизнь: мы все время не виноваты, а виноваты все кругом - обстоятельства, родственники, начальники. Самооправдание - это признак, что в сердце нет любви ни к Богу, ни к ближнему. Это говорит о том, что мы все дальше и дальше идем к нераскаянности. Не видим своих грехов, зато замечаем их в других людях. Если начинаем других судить, значит, в нас говорит гордость, нет любви, и мы далеки от спасения. Притча о мытаре и фарисее учит, с каким сердцем надо приходить к Богу. Идем в храм, кто в нем Хозяин? Господь. Мытарь хорошо видел, куда пришел: к Хозяину. И он недостоин даже встать перед Его лицом. Поэтому встал сзади и говорил: "Боже, милостив буди мне, грешному". И вышел из храма оправданным. Мы должны правильно себя вести в храме, в жизни, тогда у нас будет счастье. А так, сколько бы денег не имели, все равно будем несчастными. Таких людей мы знаем. За деньги счастье не купишь, милость Божию надо вымаливать. Нужно в храм ходить, молиться, просить у Господа прощения наших прегрешений и дарования сил идти правильным путем".

"Мы, верующие, твердо знаем, что цель нашей жизни - Царствие Небесное, а на земле все у нас временно: и работа, и заботы всякие, и семья, и любовь к Родине, и служение Родине. Это все - лишь ступени к вечной жизни. Если правильно проходить ступени, мы будем идти в нужном направлении. С молодости надо выбрать верный маршрут, цели в жизни. Есть цели временные, которые надо достигать, но есть главная цель - Царство Божие. Господь говорит: "Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приходится вам" (Мф. 6:33). Все, о чем мечтаете, - хорошей семье, хорошей работе, квартире, машине - вам приложится. Идите к Нему, а Он позаботится, чтобы это все у вас было. Поэтому в воскресный день, в каждый праздник мы должны приходить в храм к Богу. Он будет давать нам благодать и силу, и у нас все получится в мирской жизни. Желаю вам помощи Божией в дальнейших трудах и заботах о вечном спасении!" - завершил проповедь митрополит Варсонофий.


Храму была подарена икона мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии.

Директор музея подарил правящему архиерею Иверскую икону Божией Матери. От администрации города владыке был вручен букет цветов.

Верующим раздали иконки святого Александра Невского.

Для молодежи была организована экскурсия по Исаакиевскому собору и программа в Казанском соборе, включающая игры на взаимодействие и общение, чаепитие.

Неделя о мытаре и фарисее - первый из четырех воскресных дней подготовки к Великому посту, начало богослужений с использованием постной триоди. В этот день за Божественной литургией читается Евангелие от Луки (Лк. 18:9-14), где повествуется о двух людях, вошедших в храм. Один был фарисеем, другой - мытарем. Молясь, фарисей перечислял свои добродетели, а в конце молитвы в мыслях унизил стоявшего рядом мытаря. Мытарей, сборщиков дани для Римской империи, иудеи презирали и ненавидели. Мытарь не смел поднять голову, только бил себя в грудь и приносил искреннее, сердечное покаяние со словами: "Боже, милостив буди мне грешному". В притче говорится, что молитва мытаря была более угодна Богу, и он вышел из храма оправданным, а возвышавший себя фарисей не был оправдан.

ИА "Вода живая",
фотографии Станислава Маркина,
21.02.21