Слово епископа Истринского Серафима в день всех святых, в земле Смоленской просиявших
Слово епископа Истринского Серафима на Божественной литургии в Неделю 9-ю по Пятидесятнице, праздник всех святых, в земле Смоленской просиявших, дня памяти великомученика и целителя Пантелеимона
Свято-Успенский кафедральный собор, г. Смоленск, 9 августа 2020 г.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Всех вас, дорогие отцы, братья и сестры, поздравляю с воскресным днем, с днем памяти святого великомученика и целителя Пантелеимона, одного из древних мучеников, которые прославили Господа своей твердой верой, упованием на Него и надеждой на спасение. И засвидетельствовали это своей кровью.
Греческое слово «мартис» (мученик) означает «свидетель». Мученик — это тот, кто своей жизнью до самой смерти свидетельствует о преданности Господу Богу. И каждый христианин призван быть таковым свидетелем. Независимо от того, в какие времена живет Святая Церковь — благоденствие это или период гонений, спокойное время либо суетное и скорбное, — каждый верующий во Христа призван делом, словом, жизнью своей свидетельствовать о том, что он является носителем веры в Единого Истинного Бога, Того Самого Бога, Который нас ради человек и нашего ради спасения сошел на землю, воплотился и принял смерть на Кресте. Кровь свою честную пролил для того, чтобы человека обожить, чтобы дать человеку возможность сделаться Богом по благодати, чтобы вновь открыть на врата вечной жизни.
И потому независимо от того, есть на сегодняшний день преследование за веру или нет, каждый из нас должен своей собственной жизнью, в тех житейских обстоятельствах, в которых пребывает, вести себя таким образом, чтобы в качестве морального нравственного ориентира иметь тех самых святых мучеников первых веков и подражать им в их вере, стойкости и мужестве.
Если нас сегодня не гонят, не запрещают нам исповедовать свою веру, то это означает лишь то, что все свои духовные силы человек должен направить на противодействие греху, на противодействие дьяволу, злой силе, с которой вне зависимости от времени свой жизни каждый из нас сталкивается каждый день. Эта война добра и зла, борьба с духами злобы поднебесной происходит всегда. И в этом смысле у каждого из нас есть две возможности — выйти победителем, стать мучеником, духовным, незримым, покорить себя Богу, исключить грех из своей жизни, и таким образом наследовать те самые нетленные венцы, что и мученики древности, и путь второй, очень легкий, широкий, который не предполагает никакой борьбы, а лишь абсолютное согласие, приятие всего того, что предлагает дьявол и окружающий злой мир.
Но поскольку всякий человек, освященный благодатью крещения, уже призван Господом Богом, то все мы таким образом, уже сделали свой выбор в пользу того, чтобы совершать на этой земле бескровное мученичество и со смирением принимать все то, что Господь ниспосылает, но при этом с твердостью и бескомпромиссностью бороться с грехам, страстями и всем тем, что на нашем жизненном пути подстраивает нам дьявол, чтобы сбить с единственного правильного, верного пути, ведущего нас к Господу Богу.
Пусть святой великомученик и целитель Пантелеимон помогает нам подражать его вере и упованию, шествовать твердо по путям заповедей Господних, не изменять Богу ни в чем.
Сегодня мы с вами также празднуем память всех святых, в земле Смоленской просиявших. По традиции этот праздник совершается в последнее воскресение перед праздником в честь Смоленской иконы Божией Матери Одигитрии, и таким образом призван как бы предначинать это великое священное торжество в честь Царицы Небесной. Сегодня мы вспоминаем всех, кто в течение тысячи лет на древней Смоленской земле подвизался Господу Богу подвигом добрым. Мы вспоминаем всех тех, кто, родившись на Смоленской земле, был призван Господом в иные края и там нес свое служение. Все они ныне объединены вместе с нами в молитве к Господу Богу и Царице Небесной, Которую мы в эти два дня сугубым образом будем молить о том, чтобы Она под Своим честным Омофором сохраняла нашу Церковь, наше Отечество и всех нас, помогая нам укрепляться духовно, совершенствовать свою душу и сердце, очищая от скверны греховной и наполняя Божественной благодатью.
Сегодня мы слышали Евангельское чтение, которое по-особому близко всякому человеку (Мф., 14: 22-34). Святой апостол Петр, видя ночью из лодки Господа Бога Иисуса Христа идущим по волнам, восхотел пойти Ему навстречу. Господь позволил ему это сделать, и он пошел. Но как только сомнения появились в сердце Петра, он начал тонуть и возопил о помощи к Иисусу Христу. И мы видим, что Господь его не оставил, протянул ему Свою спасительную руку и сказал лишь одно: «Петр, зачем ты усомнился?»
Каждый из нас также проходит через различные испытания и скорби, которые заставляют нас сомневаться, и задавать себе вопрос, а есть ли Бог, а если есть, то есть ли Его Божественный промысел. Ведь если промысел Божий действует (а промысел Божий — это Его забота обо всех нас), то почему же в мире существуют страдания, почему рождаются больные дети, умирают молодые люди, почему так много в этом мире приходится человеку переживать? Неужели Бог хочет этих страданий? И вообще, если Он существует, то как Он это допускает? И когда такие вопросы возникают в нашем уме и сердце, мы должны вспоминать слова, сказанные Господом апостолу Петру: «Почто ты усомнился?». Нельзя сомневаться в любви Божией, благости, милосердии. Нельзя сомневаться в Его бытии и нельзя сомневаться в Его Божественном промысле о нас. Бытие Бога и Его промысел — это вещи, никак не зависящие от того, верим мы в них или не верим, принимаем их или нет.
Вера в Бога и Его промысел нужна нам для нашего спасения, Богу она не нужна. Бытие и величие Божие не станут меньшими в зависимости от того, верит в них человек или не верит. Но нам вера дает неизреченную благость. Нам вера помогает восходить от земли к небу. Помогает духовно совершенствоваться, помогает восстанавливать Божественный замысел о мире и человеке. И все те страдания, которые существуют на земле и через которые человеку приходится проходить, — ничто иное, как следствие греха, грехопадения, совершенного прародителями, которое исказило замысел Божий о мире и человеке. Не Бог в этом виноват. Нет никакой вины Божией в том, что с нами что-то происходит нехорошее и неправильное. Для того, чтобы это не происходило, либо чтобы пройти через это достойным образом, нам следует всецело довериться Богу. Помнить о том, что эта земная жизнь является временной, и что все мы как бы плывем по водам бурного житейского моря. Мы способны твердо идти в этой жизни лишь в том случае, если наш путь ведет к Богу, если вектор нашего движения направлен к Небу. Тогда Господь каждому из нас протягивает Свою спасительную руку, как протянул ее апостолу Петру. Но если приоритетом в нашей жизни являются не Бог, не Его заповеди, ни Евангельские ценности, данные нам в Откровении, тогда без веры и покаяния мы погибаем в морской пучине, и ничто не может нас вытащить.
Будем же взирать на подвиг святых мучеников, на пример святого апостола Петра, на подвиг святого великомученика Пантелеимона и на наших Смоленских святых, которые всем нам являют замечательный образец твердости веры и крепкого, непреложного упования на Господа Бога. Аминь.