3 ноября епископ Истринский Серафим совершил Божественную Литургию в Успенском соборе Крутицкого Патриаршего подворья

Его Преосвященству сослужил клир подворья.

За богослужением пел хор Крутицкого Патриаршего подворья под управлением Максима Калинина

После чтения Евангелия владыка обратился к прихожанам со словами проповеди:

«Слово Евангелия свидетельствует о том, то каждый человек вне зависимости от положения, которое он занимал, обязательно предстанет перед Господом Богом и даст ответ за все свои поступки и получит воздаяние.

Об этом красочно и образно Спаситель рассказал в притче о богаче и Лазаре, которую мы только что с вами прослушали. Прочтение этой притчи убеждает нас в том, что современный человек ничем не отличается от человека, который жил 2000 лет тому назад. Суть у нас и у наших предшественников остается та же самая — мы пытаемся совместить несовместимое: правду и ложь, грех и святость, добро и зло. И когда нам это не удается и мы заслуживаем справедливое осуждение, скорби и порицание, мы пытаемся наивно себя оправдать. 

Жил некий богатый человек, который каждый день праздновал, он не знал ни в чем нужды. И одновременно с ним жил бедный Лазарь, нищий человек, у которого не было ничего, и единственным средством к проживанию для этого Лазаря были крошки, которые падали со стола богача. И вот так один всю свою жизнь развлекался, другой страдал. С мирской точки зрения все ясно: один получил в этой жизни все, все испробовал, жил счастливо и благополучно, и потому его можно считать успешным человеком, а другой — нищий, бездомный, который ничего не имел, у которого и друзей даже не было, возле Лазаря были только псы, которые лизали его струпья. 

Но вот заканчивается жизнь одного и другого и оба переходят в вечность. И здесь картина совершенно иная: богач, который думал, что все в его жизни будет легко и просто и что после смерти он тоже не будет испытывать никакой нужды, глубоко ошибся. Оказалось, что у Бога совершенно другие критерии суждения о человеке, оказалось, что у Престола Божия никакого не имеет значения твои богатство, власть, слава, честь, занимаемая должность. Богатый человек оказался в месте мучения, геене огненной, где мучился и страдал в огне. А Лазарь тем временем находился на Лоне Авраамове, в месте радости, где есть отдохновение и блаженство. 

Богач изумился увиденному и с неким недоумением стал обращаться к праотцу Аврааму. Богач просил, чтобы Авраам хотя бы послал Лазаря к нему в ад, чтобы тот омочил палец в воде и охладил язык богача. Но Авраам сказал: между нами пропасть, никто от вас не может перейти к нам, и от нас перейти к вам.

И это истина, которая свидетельствует о том, что ничего поле смерти изменить невозможно, и что каждый из нас заслужил, то он и получит, и невозможно из ада перейти в рай и наоборот, точно также как нет ничего общего между святостью и греховностью, добром и злом. 

Тогда богач попросил, чтобы Лазарь явился на земле и предупредил оставшихся жить братьев, дабы они не вели греховный образ жизни и не оказались в месте мучения. Но отче Аврааме ответил, что у них есть Заповеди Моисеевы, есть все для того, чтобы унаследовать вечную жизнь и не попасть в ад.

Действительно, у нас есть Слово Божие, более того, Господь Иисус Христос явил нам Спасительное Слово во всей полноте. Ведь в писании все точно описано: как строить сво жизнь и что бывает с теми, кто поступает вопреки Спасительному Слову. Но точно также как люди, жившие 2000 лет назад, мы не склонны глубоко и ответственно понимать Слово Божие. Возможно, здесь играет роль наша привычка, когда Евангелие и свидетельства Церкви становятся для нас частью обыденной жизни, и мы не столь остро воспринимаем то, о чем свидетельствует наша христианская религия. Нам кажется, что все это не будет к нам иметь никакого отношения, что мы можем жить так, как нам необходимо, а не так, как учит нас Господь.


И богач возразил, что этого недостаточно, но если из мира мертвых явится к ним кто-то, вот тогда они поверят. Праотец Авраам ответил: «нет, сын мой, если твои братья не соблюдают Закон Моисея, то даже если кто-то из мертвых придет к ним, одни не поверят». И это действительно так: человек, который не имеет глубокой веры, который не имеет искреннего желания соединиться с Господом Богом, не ради какой-то мзды, не ради того, чтобы получить что-то взамен от Бога, по сути дела торгуется с Богом, как будто Бог должен за что-то покупать нашу веру, нашу любовь. 

Бог каждому из нас дал свою любовь в безграничном количестве, он призвал нас к жизни, он ниспослал Сына Своего Единородного, дабы искупить грехи, совершенные Адамом и Евой, грехи, которые совершаем мы все. Через смерть и воскресение Иисуса Христа нам открыты врата в Вечную Жизнь, а потому человек должен со всей искренностью, чистотой сердечной, признательностью к Господу Богу поверить в Него, принять Его и жить в соответствии с тем Словом, что он нам дал, чтобы мы имели счастье и блаженство»