Участники молодежного движения «Форт-Росс» приняли участие в исследовательской экспедиции «ОНЕГА-2019»

C 26 июля по 4 августа участники молодежного движения Храма Новомучеников и Исповедников Российских в Бутове с ребятами из храмов Царя Страстотерпца Николая II в Аннино и святителя Иннокентия в Бескудникове приняли участие в исследовательской экспедиции «ОНЕГА-2019», организованной благотворительным фондом «Святыни нашей Родины» и Государственным академическим университетом гуманитарных наук для сбора и анализа биографической информации о репрессированных священнослужителях Русской Православной Церкви, приговоренных к ссылке в конце 1920-х – начале 1930-х гг. в Поонежье (Архангельская область).

Основным источником и стимулом для организации экспедиции послужил дневник протоиерея Иоанна Серова. Одна из глав дневника повествует о ссылке отца Иоанна и его барачной жизни на реке Шогле, походе в город Онегу за документами об освобождении и возвращении домой, в Житомир. Часть пройденного отцом Иоанном пути (Большой Бор – Поле – Усолье – Чуново – Обозерская) была выбрана в качестве маршрута экспедиции.

Научная программа экспедиции включала сбор и анализ сведений (в том числе документальных свидетельств) о священниках и мирянах, упомянутых в дневнике отца Иоанна, а также посещение музея сельского быта в Большом Бору и историко-мемориального музея в Онеге. При поддержке Клуба онежских краеведов состоялся круглый стол, на котором были представлены и обсуждены предварительные результаты экспедиции.

Маршрут пролёг по старому тракту от станции Обозерская до деревень Поле и Большой Бор. Именно этот путь преодолел пешком в 30-е годы прошлого века отец Иоанн Серов, высланный в глухой северный край вместе с другими «врагами народа». О днях своего пребывания в поселке спецпереселенцев на реке Шогле, в нескольких километрах от Усолья, а также о пути, проделанном пешком в Онегу за документами и обратно, до Обозерской, откуда поездом уехал домой, он написал в дневнике.

В состав экспедиции вошли молодые люди и девушки из разных приходов Москвы, журналисты газеты «Вера-Эском», оператор, заснявший экстремальное путешествие.

Три самых холодных, непогожих июльских дня в окружении практически одних болот. Вода сверху, вода снизу, вода в сапогах. От тракта осталось лишь направление. Таким увидели участники экспедиции свой путь. Постоянно приходилось огибать большие, таящие неизвестную опасность лужи, бороться с трясиной за сапоги. Две ночи провели в палатках, одну – в охотничьей избе. О ней – особые впечатления.

- До сих пор мы только слышали, читали о том, что такие избушки существуют, – рассказывают ребята. – Очень удивительно, когда на самом деле идешь по лесу и вдруг выходишь к охотничьей избе, в которой есть все для того, чтобы замерзший и уставший человек мог растопить печь и что-то поесть. Когда уходишь, оставляешь дрова и продукты для следующего странника.

Путешественники благодарны своему проводнику, бывшему учителю начальной военной подготовки и трудового обучения Кодинской школы Анатолию Викторовичу Ковалеву. Сейчас он живет в поселке Обозерский. Как охотник-любитель, хорошо знает те глухие места, по которым предстояло пройти экспедиции. Он грамотно распределил силы молодых людей и девушек, чтобы хватило от одного привала до другого. Большая его заслуга и в том, что местные жители знают об отце Иоанне Серове. Анатолий Викторович распечатал ту часть дневника, в которой говорится о пребывании отца Иоанна на Шогле, заламинировал листы и оставил в домике связистов, недалеко от предполагаемого места лагеря, где каждый посетитель может их прочитать.

- С точки зрения научно-исследовательской экспедиции у нас, кроме дневника, нет никаких источников, – продолжают разговор ребята. – Мы узнали, что в Поле местный житель Иван Бурлаков сделал выписку из церковной книги. В ней удалось найти имена значительной части тех людей, которых отец Иоанн упоминает в своем дневнике. На основании этого мы сделали вывод, что все эти люди реально существовали. Чтобы уточнить некоторые данные, мы планируем сделать запрос в Архангельский архив ФСБ.

В дневнике упоминаются еще два священника, находящихся в ссылке вместе с отцом Иоанном Серовым. Архимандрит Каллист (Павлов) скончался в ссылке, и участники экспедиции попытались найти место его захоронения. Архимандрит Анатолий (Марков) до ареста в 1937 году служил в Большом Бору. Сегодня там продолжают жить его потомки, имя священника не забыто.

- Покорило добродушие и гостеприимность жителей, которые встречались на нашем пути, – делятся молодые москвичи. «Люди сразу отзывались на наши просьбы, нужды. В селе Поле нас разместили в доме, позволили натопить печь, предложили помыться в бане. Тут же женщины принесли молоко и творог. Тепло сердец местных жителей согревало нас, несмотря на дождь и бездорожье. В дневнике отец Иоанн писал о том, как в онежских деревнях, в частности, в Поле у местной жительницы Павлы Павловны Колесовой, он останавливался в пути, и как люди помогали, чем могли, несмотря на строгие запреты. Удивительно, что и в Поле, и в Большом Бору мы встретили то же гостеприимство и радушие, что и отец Иоанн 80 лет назад».