19 апреля епископ Люберецкий Серафим выступил на Московском Международном салоне образования
19 апреля епископ Люберецкий Серафим выступил с докладом "Фактор патриотического воспитания в формировании молодежных перспектив" в рамках круглого стола "Экологическое образование и патриотическое воспитание: взгляд в будущее" на Московском Международном салоне образования.
Модератором панельной дискуссии выступили: Геннадий Григорьевич Онищенко, первый заместитель Председателя Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по образованию и науке и Наталья Евгеньевна Рязанова, доцент кафедры международных комплексных проблем природопользования и экологии МГИМО (У) МИД России.
В современных условиях всестороннее воспитание личности невозможно без особого уклона на экологическую и патриотическую составляющие образования. Воспитание ответственности и заботы об окружающей среде определяет бережное отношение к своей Родине.Цель круглого стола — определение стратегии развития системы экологического и патриотического образования и просвещения в России; построение социального лифта «школа-ВУЗ-работодатель» для выявления актуальных компетенций и разработки образовательных программ.
Открывая блок "Патриотическое воспитание", Александр Иванович Фокин, начав с общей политической обстановки отметил: "Сегодня пришло время, когда стоит вернуться к теме патриотического воспитания в школах и высших учебных заведениях. Наверное, при этом будут затронуты внутренние мотивы человека: какие цели у него в жизни, почему он делает тот или иной поступок... Нам представляется, что направление "Наши герои" могло бы стартовать уже в самое ближайшее время, когда старшие школьники рассказали бы героях, о православных героях, своим младшим коллегам из средней школы. Это было бы очень полезно".
Выступая, председатель Синодального отдела по делам молодежи, озвучил видение Церкви на патриотическое воспитание в своем докладе "Фактор патриотического воспитания в формировании молодежных перспектив"
"Проблема экологического образования и патриотического воспитания, а также существующая между ними взаимосвязь представляется довольно значимой с духовной точки зрения. Богословие рассматривает вопросы развития экологии гораздо шире, чем только сохранение окружающей среды. Исходя из библейского учения об отношениях человека с сотворенным миром, Церковь призывает общество к духовному осмыслению мировоззренческих основ экологических исследований и связанной с ними деятельности.
Священное Писание свидетельствует о том, что окружающий мир является домом, созданным Богом, в котором Он поселил человека: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле» (Быт. 1:27-28). Из этого следует, что человек является домоправителем сотворенного мира и призван заботиться о природе. Доброе и благоговейное отношение человека к природе выводится из осознания того, что Бог сотворил мир и все живое в нем хорошим (Быт. 1:8-25). Человек не может не согласиться со словами пророка царя Давида: «Ты возвеселил меня, Господи, творением Твоим: я восхищаюсь делами рук Твоих» (Пс. 91:5).
Человек постигает окружающее мироздание в соответствии со своим внутренним миром, а потому забота о природе должна начинаться с преодоления духовного кризиса человечества.
Реальной альтернативой неумеренной консумпции, которая сегодня представляет собой не только духовную, но и гуманитарную угрозу, является христианский образ жизни. Евангелие учит нас воспитывать в себе умеренность и воздержанность в удовлетворении жизненных потребностей, ответственность за свои действия, осознание всеобщей важности духовных ценностей, отказ от излишеств, включая нерачительное использование продовольствия, материальных благ и т.д.
Примером бережного и целомудренного отношения к окружающей среде в течение истории являлись христианские монастыри, где происходило плодотворное взаимодействие доброй человеческой воли и освящающей силы Божией, что очень хорошо выражает древняя мудрость: ora et labora.
С момента крещения Руси, Церковь глубоко вошла в народную и общественную жизнь нашего государства. Эта парадигма не утратила своей актуальности и сегодня. Русская Православная Церковь является живой частью патриотической традиции нашего Отечества и гражданской солидарности.
Анализ современных мировых кризисов подчеркивает острую необходимость воспитания и популяризации любви к Отечеству. А из чего, собственно, складывается эта любовь? Ее составляет гордость за достижения и успехи нашего народа, преданность нашей духовности и культуре, готовность защищать Родину и действовать в ее интересах, пренебрегая частными выгодами.
Сегодня полем борьбы, прежде всего, является информационная сфера. Следовательно, и оборону нужно вести на этом фронте, линия которого в первую очередь проходит в умах и сердцах молодых людей.
Как-то, в беседе с подростками, я услышал следующее: «Нам часто говорят, что мы должны гордиться Родиной. Но при этом, как правило, в качестве примеров приводят людей, которые жили 100, 200 и 300 лет назад. Что же, сейчас не на кого ровняться?».
Что такое патриотизм для юного поколения? Что-то древнее и старинное, о чем пишется в книгах? Но ведь это совершенно не так! Однако на практике оказывается, что о современных героях знают мало, о них почти нет достойных публикаций и фильмов. При этом множатся безликие паблики в социальных сетях с критикой всего и вся, расшатывая и без того слабое, несформировавшееся мировоззрение молодого человека. Конечно, есть исключения, есть молодежь, твердая в своих убеждениях, но в количественной пропорции – это малая часть.
Именно сегодня, когда духовные и культурные границы размываются, теряется уникальность отдельных стран и народов, наша вера, духовность и культура должны в действительности стать той почвой, возрастая на которой, молодые люди не потеряют и не исказят своей самобытности и, вместе с тем, сделают Россию передовой через синтез традиции с новейшими возможностями и идеями.
Исходя из этого, необходимо иметь ввиду следующее.
Нужно учитывать, что приходит новое поколение. Ребята, родившиеся в XXI веке, сформированы в новом мире: они не знали войны, у них не было жестких лишений, они имеют доступ к любой информации, их страна не закрыта железным занавесом, издержки санкций, в которых прошла треть их жизни – не более чем слова. Все эти условия создают новый российский менталитет.
Вполне вероятно, что наша страна в условиях мировых ограничений все-таки выстроит линию импортозамещения. Кое-что делается уже сейчас, пока этого недостаточно, но сознание молодых людей, которые выбирают профессию, уже настроено на освоение нового. Им больше не нужен престиж «экономиста или юриста»: по поколению старших братьев они знают, что это не приведет их к счастью, они ищут самореализацию. Профессия же перестает быть «один раз на всю жизнь», она становится чем-то, что можно будет доработать или поменять, освоив новые знания. Само образование перестает быть залогом успешности.
Что ищут молодые люди?
Они идут за интересом, склонны выбирать курсы, где можно самому сформировать «корзину» изучаемых предметов. Они ищут пространство, дающее возможность раскрытия своего таланта без принуждения со стороны старших.
При всех, казалось бы, плюсах юного поколения, оно, тем не менее, не имеет стабильной системы координат. Нередко их ценности постоянно меняются, проходят апгрейд и тюнинг.
Церковь в этом мире является символом вечных ценностей. Поэтому все больше молодых людей самостоятельно выбирают Православие стержнем своей жизни.
С духовной, церковной точки зрения на линии «молодежь, экология, патриотизм» видятся такие важные направления.
- Молодые люди так же, как и сто лет назад нуждаются в общении. После пресыщения виртуальной средой в интернете, популярными вновь становятся живые встречи и беседы. Но только компании складываются теперь не по территориальному принципу, а по интересам. Задача здесь заключается в объединении молодежи вокруг темы интереса к Отечеству. Кроме того, необходимо научить молодых людей работать общиной, командой. Взращенные индивидуальности должны научиться быть соработниками.
- Несмотря на огромное количество «школ лидерства», повально все лидерами не становятся. То, что отличает настоящего лидера – это качества его характера: харизматичность, обаяние, честность, уверенность в себе. Научить этому невозможно, но поработать с теми, у кого эти качества проявляются, и дать им необходимые знания – вполне реально.
- Проводимые мероприятия, нередко, по старой привычке апеллируют к масштабности и количеству, а их необходимо перевести на новый уровень. Гражданские и общественные инициативы не должны превращаться в шаблон, официоз и морализаторство. Молодежь будет убегать от таких проектов не только потому, что ей свойственен протестный дух, но также и потому, что в юном возрасте происходит поиск идеалов, есть искреннее стремление постичь истину".
В завершении дискуссии депутаты Государственной Думы озвучили свои чаяния относительно "системного соработничества" с Русской Православной Церковью, сразу же прозвучали и конкретные предложения о сотрудничестве.
Подводя итоги круглого стола, Геннадий Григорьевич Онищенко напомнил всем собравшимся, что патриот - это не только воин, но еще и созидатель.
В круглом столе участвовали: доцент кафедры международных комплексных проблем природопользования и экологии МГИМО (У) МИД России Наталья Евгеньевна Рязанова; декан факультета прикладной экономики и коммерции МГИМО (У) МИД России Наталья Станиславовна Загребальная; начальник управления по воспитательной работе МГИМО (У) МИД России Станислав Игоревич Суровцев; депутат Московской городской Думы Зоя Михайловна Зотова; кандидат психологических наук, депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Александр Иванович Фокин; директор Департамента государственной политики в сфере общего образования Андрей Евгеньевич Петров, депутат Московской Городской Думы Ирина Викторовна Ильичева, заместитель директора МДЦ "Артек" Антон Анатольевич Денисов; президент Федерации интеллектуальной собственности, Роспотребнадзор Роман Геннадьевич Романов; заместитель директора ФГБУ "ВДЦ Орленок" Людмила Викторовна Спирина; заместитель Председателя Государственного Собрания республики Мордовия Иван Михайлович Москаев; депутат Московской областной Думы Орлов Александр Владимирович; советник генерального директора издательского дома "АиФ" Николай Николаевич Терещенко.