Епископ Истринский Серафим выступил с докладом на научно-практической конференции «Миссия среди молодежи евразийского пространства: вера, ценности, образование»
24 июня 2025 года в Институте Европы РАН состоялась научно-практическая конференция «Миссия среди молодежи евразийского пространства: вера, ценности, образование». С докладом на тему «Влияние добровольчества на формирование духовно-нравственных ценностей молодежи» на конференции выступил профессор, доктор теологии, председатель Синодального отдела по делам молодежи епископ Истринский Серафим.
В своем выступлении Владыка отметил, что с научной точки зрения волонтерство – это бескорыстный труд на благо других людей или общества, без прямой материальной выгоды. Однако в этом определении «отсутствует ценностный компонент, определяющий внутреннюю мотивацию и экзистенциальную нагруженность действия. В православной традиции добровольчество осмысляется как служение, укорененное в этике жертвенной любви – ἀγάπη и антропологической доктрине о человеке как носителе образа и подобия Божия.
Такое понимание трансформирует само понимание природы волонтерского труда. Добровольчество здесь перестает быть только социальной функцией и становится частью духовного пути личности по направлению к Богу. Характерным отличием христианского добровольчества по сравнению с светским волонтерством выступает приоритет внутреннего нравственного делания – подвига любви, милосердия, терпения, смирения. Эти качества не «преподаются» в виде набора правил, а формируются исключительно через опыт действия и подвига любви к конкретному человеку».
Владыка также подчеркнул: «Богословская парадигма бескорыстного служения коренится в евангельском понимании ближнего как носителя образа Божия: «так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25: 40). Таким образом, добровольчество в контексте христианской антропологии – это не альтруизм, а акт служения Богу за пределами богослужебного пространства.
Представленное понимание добровольчества согласуется с позицией, выраженной русским религиозным философом, богословом, культурологом и педагогом протопресвитером Василием Васильевичем Зеньковским, который утверждал, что «личность человека не развивается "из самой себя", что в ее высших и творческих силах она связана с миром ценностей – сверхиндивидуальных, сверхэмпирических». Это показывает духовную обусловленность добровольческого служения, как внутреннего взаимодействия личности с трансцендентным».
По словам епископа Серафима, современное российское общество, как и большинство обществ постиндустриального типа, «характеризуется чрезвычайным уровнем секуляризации, фрагментацией идентичности и эрозией традиционных форм социализации. Молодежь, оказавшаяся в эпицентре этих трансформаций, сталкивается с дефицитом смыслов и моделей поведения, со слабой институционализацией нравственных норм, а также с инфляцией понятия "ценность" как такового.
В этой ситуации традиционные духовно-нравственные ценности обретают значение компенсаторной категории, способной структурировать повседневную жизнь, задать направление нравственного выбора и создать внутреннюю конгруэнтность личности. Однако проблема заключается в том, что трансляция этих ценностей только лишь через декларативные программы и тексты невозможна. Необходима живая среда, в которой ценности становятся опытом, а не остаются абстракциями».
Владыка также отметил, что формирование мировоззренческих приоритетов у молодежи не происходит в пустоте: «Как показывает анализ социальных дискуссий, в молодежной среде остро ощущается потребность в восстановлении и укреплении духовных смыслов, способных противопоставить себя хаосу морального релятивизма и утилитаризма».
Таким образом, подчеркнул Его Преосвященство, «духовные ценности, в первую очередь сформированные в христианской традиции, становятся критерием различения добра и зла, нравственного и безнравственного. Трансляция духовно-нравственных ценностей требует не только теоретического осмысления, но и погружения в культуру поступка – на что и направлена добровольческая деятельность. Добровольчество становится такой практикой, поскольку включает в себя труд и конкретные дела в пользу другого человека. Оно вводит молодого человека в поле непосредственного переживания категории «ближний», возвращает к опыту сопричастности, соучастия, любви и заботы о другом».