Епископ Истринский Серафим посетил Коломенскую духовную семинарию, где возложил докторский крест на доцента иерея Вячеслава Савинцева, вручил ему диплом доктора наук и выступил с докладом «Проблемы и перспективы современной церковной науки»
18 февраля 2025 года председатель Объединенного докторского диссертационного совета духовных академий Русской Православной Церкви, доктор теологии, кандидат исторических наук, доцент, профессор кафедры библейско-богословских дисциплин ОЦАД им. свв. Кирилла и Мефодия епископ Истринский Серафим по благословению Святейшего Патриарха Кирилла посетил Коломенскую духовную семинарию, где принял участие в презентации монографии доцента Коломенской духовной семинарии иерея Вячеслава Савинцева «Рязанская духовная консистория: деятельность и развитие (1744-1918 гг.)».
В основу представленной монографии легла докторская диссертация отца Вячеслава, которую он успешно защитил осенью 2024 года в Объединенном докторском диссертационном совете духовных академий Русской Православной Церкви. Научным руководителем по данному исследованию выступил епископ Истринский Серафим.
Согласно благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, утвердившего решение диссертационного совета о присуждении степени доктора церковной истории, Владыка Серафим возложил на иерея Вячеслава особый знак отличия – наперсный докторский крест, а также вручил диплом доктора наук.
После презентации монографии состоялось выступление епископа Серафима перед преподавателями и студентами Коломенской духовной семинарии на тему «Проблемы и перспективы современной церковной науки». В своем докладе Владыка обозначил важную задачу, стоящую сегодня перед церковной наукой – развиваться на высоком качественном уровне, не уступающем светским гуманитарным наукам. По словам епископа Серафима, это особенно актуально в контексте российской научно-образовательной сферы, в которой в советские годы богословие не только отсутствовало, но и встречало жесткое идеологическое противление.
Владыка также указал на необходимость рассмотрения проблем и перспектив богословской науки в тесной связи с развитием православного пастырства, поскольку основной платформой теологии были и будут духовные академии и семинарии. Именно пасторология, по утверждению епископа Серафима, является сегодня одной из самых востребованных отраслей богословия.
«Не умоляя значения догматики – царицы всех богословских наук, равно как основного, библейского, сравнительного, литургического и иных видов богословия, следует признать, что в настоящее время людей больше всего волнуют прикладные богословские проблемы, в том числе связанные с душепопечением – как обрести Бога и гармонию внутри себя, как стать счастливым, как следует устраивать свою семейную жизнь и воспитывать детей, как правильно выстраивать отношения с окружающими, как справляться с многочисленными стрессами и депрессией, как относиться к таким противоречивым явлениям как репродуктивные технологии, гендерные вопросы, искусственный интеллект и так далее», – отметил Владыка.
В этой связи, по мнению Его Преосвященства, свою пасторологическую систему должен иметь каждый современный пастырь, в особенности тот, кто профессионально занимается образовательной и научно-богословской деятельностью. Посредством в том числе богословского просвещения можно справиться с неудачными попытками перенести существующую в головах и поведении модель мирских человеческих отношений на отношение к Церкви и даже к Богу.
Епископ Серафим также обратил особое внимание на проблему десакрализации современной церковной жизни, которая приобретает все большее значение для богословской науки:
«Десакрализация есть не только "рассекречивание" разных сторон общественной деятельности и внутренней жизни как Церкви в целом, так и священника в частности. Десакрализация – отделение человеческой жизни от связи с Богом, это секулярная тенденция к полному пренебрежению священной составляющей бытия. Это как минимум – равнодушие к духовной реальности и как максимум – девальвация таинства веры вплоть до богохульства».
В такой ситуации, по словам Владыки, священник не вправе молчать и бездействовать. Ему заповедано показывать своим служением непреложность для души человека сочетания личных мыслей, чувств и поступков с высшим духовно-нравственным идеалом.
В этой связи возникает вечно актуальный для пастырства вопрос: «Как стать авторитетом для современного человека?» По утверждению епископа Серафима, несмотря на современные тенденции, люди нуждаются в том, чтобы вместе с Церковью обрести смысл внутри себя:
«Людям не нужны от Церкви слоганы или шоу, подстраивание под мейнстрим и тренды. Человек во все времена ждет от пастыря не внешнего заигрывания, а вдумчивого вовлечения в собственный духовный мир. Искреннее желание Православия понять ум и сердце человека, почувствовать дыхание современности не в конформизме, а в сосредоточении бытийственного смысла – это реальная перспектива церковной науки».
Владыка выразил суть пастырского служения – быть «путеводителем человека ко Христу». Для этого священнослужителю необходимо быть добрым пастырем (Ин. 10:11), освящать собственную жизнь Божественной благодатью, при этом искренне осознавать перед Богом свою немощность, греховность и быть благодарным Ему за великий дар священства.
Показать незыблемое духовно-мистическое, теологическое основание служения священника с учетом вызовов современной общественной жизни – важнейшая задача церковной науки в соотнесении с пастырским деланием, обозначенная епископом Серафимом:
«Пастырство – это не психологическая консультация, не духовная услуга, не эстетическая игра, не модный статус аккаунта. При этом священнику необходимо иметь научные знания не только в богословии, но и в таких областях, которые способны оказать содействие в служении. Однако как только священнослужитель, поддавшись увлечению, забывает об основном мотиве своего призвания и занимается тем, что не одухотворяет ни жизнь его паствы, ни его самого, тогда спасительная перспектива становится призрачной, и такой священник перестает быть пастырем».
В завершение доклада Владыка указал на значимость серьезных занятий богословскими науками, призванных показать перспективу духовного развития, как самого будущего пастыря, так и людей, находящихся в поле его духовной ответственности: «В эпоху, когда предпринимаются различные попытки дискредитации подлинной религиозной жизни, от пастырей требуется, вообще, синтез современных научных знаний, и воля к всесторонней проповеди духовных приоритетов».
Выступление завершилось свободным диалогом в форме вопросов и ответов.