Епископ Истринский Серафим принял участие в конференции «Антиминсы и литургические ткани: история и образ»
11-12 ноября 2024 года прошла конференция «Антиминсы и литургические ткани: история и образ», проводимая по предложению доктора теологии и профессора Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, председателя Синодального отдела по делам молодежи, епископа Истринского Серафима (Амельченкова).
Началом конференции послужили приветственные слова ректора Общецерковной аспирантуры и докторантуры им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви протоиерея Максима (Козлова), а также председателя Синодального отдела по делам молодежи, профессора кафедры Церковно-практических дисциплин ОЦАД епископа Истринского Серафима (Амельченкова) и Марии Игоревны Яковлевой, ученого секретаря Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева.
В ходе конференции обсуждались следующие вопросы:
1. Историко-археологическое описание печатного антиминса 1623 года митрополита Иова (Борецкого) в контексте восстановления православной иерархии в Западнорусской митрополии в 1620 году, представленное в выступлении епископа Истринского Серафима (Амельченкова);
2. Специфика освящения престола и его покровов в Армянской Апостольской Церкви, отраженная в дистанционном выступлении Казарян Геворга Сережевича из Афинского Национального Университета;
3. Краткий обзор коллекции Антиминсов в собрании Музеев Московского Кремля в выступлении Вилковой Марии Владимировны;
4. Повествование о древнейшем русском антиминсе Новгородского архиепископа Нифонта и его загадках в ходе выступления Виноградова Андрея Юрьевича;
5. Специфика чина освящения антиминса в исторической перспективе, описанная в выступлении иерея Михаила Желтова;
6. Особенность эволюции литургического употребления антиминсов в 16 – 17 веках, отраженная в полемика Касьяна Саковича и митрополита Петра (Могилы), представленная Бернацким М.М. в своем выступлении;
7. Обзор чина освящения храма в латинской литургической традиции XIII в., изложенный в Rationale Divinorum Officiorum Гильома Дюрана, в выступлении протодиакона Константина Марковича;
8. Неизвестные антиминсы братьев Ивана и Алексея Зубовых, описанные Ходько Юлией Михайловной из Русского Государственного Музея;
9. Гравюры с композицией Положения во гроб Господа Иисуса Христа конца XVIII – первой трети XIX в. из собрания Государственного Исторического музея, описанные в выступлении Бачуриной Ольги Анатольевны;
10. Антиминсы в собрании Научно-исследовательского отдела редких книг (Музея книги) Российской государственной библиотеки, информация о которых представлена в выступлении Шустовой Юлии Эдуардовны.
Второй день конференции был проведен в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Предварив начало второго дня приветственными словами профессора кафедры Церковно-практических дисциплин ОЦАД епископа Истринского Серафима (Амельченкова) и директора Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева Михаила Борисовича Миндлина, участники конференции обсудили следующие вопросы:
1. Особенности реставрации антиминсов из собрания Музея христианского искусства МДА, вопрос о которых был поднят в выступлении Воскресенской Ольги Сергеевны;
2. Описание антиминса церкви святителя Филиппа, митрополита Московского и всея Руси, из собрания Церковно-археологического кабинета МДА в выступлении Хромова Олега Ростиславовича;
3. Особенности рукописных антиминсов в собрании Церковно-исторического кабинета Коломенской духовной семинарии, описанные в выступлении иеромонаха Георгия (Тавицкого);
4. Описание неизвестного антиминса в коллекции Ярославского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника, в докладе иеромонаха Владимира (Муравьева);
5. В выступлении Лопато Натальи Викторовны представлены Антиминсы в коллекции Свердловского областного краеведческого музея;
6. Исследование редкой иконография греческого антиминса из ГМИИ им. А. С. Пушкина. Символы евангелистов на антиминсе в выступлении Красновой Анны Леонидовны;
7. Вопрос символической связи Антиминса и погребальных пелен Спасителя в выступлении протоиерея Игоря Рогатенюка из Таврической Духовной Семинарии;
8. Рассмотрение Антиминса как источник исторических данных на примере Антиминсов ризницы Псково-Печерского монастыря в выступлении иерея Кирилла Быкова;
9. Особенности Иконографии «Се Агнец» в русском лицевом шитье XVI в. Литургический аспект, в выступлении Грицай Елены Игоревны;
10. Рассмотрены Антиминсы ХIХ–XXI вв. из коллекции Музея истории Саратовской митрополии в докладе Гришаниной Ольги Васильевны;
11. Исторические антиминсы в коллекциях Новосибирской митрополии, представленные протоиереем Тимофеем Моревым и диаконом Андреем Шильциным.
Совокупность обсуждаемых тем подняла не только вопросы историко-археологического описания антиминсов, выполненных в различной технике и их сохранности на протяжении веков, а также особенность эволюции литургического употребления антиминсов и вопросы особенности реставрации антиминсов из различных музейных собраний и коллекций. Также были представлены исследования специфики освящения храмового здания, алтарной части, престолов и церковной утвари в Армянской и Латинской литургической традициях и чина освящения антиминсов в истории литургической традиции Русской Православной Церкви.
В окончание конференции участники, среди которых были представители как духовных, так и светских вузов, высказали пожелания и в дальнейшем проводить подобные мероприятия.
На сегодняшний день в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева продолжает работу выставка «Русский антиминс», на которой представлены все иконографические варианты гравированных антиминсов с начала их появления в России в 1655 году и до середины XIX века. Среди экспонируемых произведений редкие памятники иконописи, гравюры и литографии с видами монастырей и портретами церковных иерархов из собрания Музея древнерусской культуры и искусства и Музея христианского искусства «Церковно-археологический кабинет» Московской духовной академии.
По материалам пресс-службы ОЦАД