Епископ Истринский Серафим выступил на открытии Третьего Всероссийского форума молодых теологов, проходящего в рамках II Международного межрелигиозного молодежного форума

24 октября 2024 года в рамках II Международного межрелигиозного молодежного форума состоялось открытие Третьего Всероссийского форума молодых теологов. С докладом на пленарном заседании форума выступил доктор теологии, профессор, председатель Синодального отдела по делам молодежи епископ Истринский Серафим.

В своем выступлении Его Преосвященство поделился рефлексиями относительно теологии в современном отечественном гуманитарном пространстве. Епископ Серафим отметил важность изучения теологии в историческом, ценностном, философском, каноническом и прочих контекстах. Подтверждением высокого статуса и заинтересованности научного сообщества в развитии теологической дисциплины является проведение данного форума, участие в котором принимают представители ведущих высших богословских школ и светских высших учебных заведений.

Владыка выразил суть и цель занятий богословием: «В восточной православной традиции занятие богословием органически связано с молитвой, то есть непосредственной духовной практикой. Это обусловлено тем, что цель богословия состоит в познании человеком Бога, его благой воли, а также самого себя. Совершенно очевидно, что познать Бога без вхождения в тесное общение и соприкосновение с Ним невозможно».

Владыка указал на важность симбиоза теологии и философии в процессе образования и формирования человека: «Образование, как богословско-философская категория, призванная помочь человеку обрести первообраз и на его основе правильно сформировать себя, тесно сопряжено с богопознанием. Именно благодаря двум опорам – философии, как мудрости человеческой, аккумулирующей знания и опыт всех предшествующих поколений, и теологии, то есть Божественному знанию, данному нам в Откровении, человек может найти ответы на волнующие его экзистенциальные вопросы и обрести подлинное счастье».

Его Преосвященство напомнил, что теология осмысляется с двух позиций, во-первых, как «слово Самого Бога о Себе, то есть Божественное Откровение; во-вторых, это учение Церкви о Боге и Его отношении к миру и человеку, изложенное в систематическом порядке». В этом контексте центральной темой теологии в Древней Церкви стало учение о Боге Троице, в то время как прочие разделы – космология, антропология, сотериология, экклесиология, сакраментология, эсхатология – святые отцы Церкви относили к Божественному домостроительству, то есть к области заботы Бога о человеке и о мире.

Впоследствии теология стала комплексной дисциплиной, предметом научных изысканий: «Многие святые отцы-богословы были выдающимися интеллектуалами своего времени, поэтами и писателями, юристами и переводчиками, учеными и педагогами. Традиция сочетания светской учености и богословия оказала решающее благотворное воздействие на формирование философии, науки и культуры».

Владыка отметил, что теология как научная дисциплина все больше укрепляет свои позиции в системе высшего образования России. Развитие теологического образования отмечается во многих светских высших учебных заведениях, где все чаще появляются кафедры теологии. Вместе с этим Его Преосвященство указал на важность развития теологии в светском образовательном пространстве в качестве межфакультетской дисциплины, нацеленной на формирование духовного мировоззрения личности.

По утверждению епископа Серафима, важно не допустить «профанации теологии», как в процессе преподавания, так и в общественном и государственном дискурсе: «Нельзя, чтобы посредством формализации произошла подмена, когда вместо дисциплины, призванной дать духовное, божественное осмысление всем сторонам жизни человека, появилось бы некое выхолощенное «социальное христианство» или «гражданская религия», без реального понятия о Боге и Его непреходящих заповедях».

В этой связи Его Преосвященство предложил участникам форума поразмышлять над введением в оборот наряду с термином «теология» русского эквивалента «богословие»: «Ведь такие понятия, как богословие, справедливость, милосердие и другие, представляющие собой красивую и благозвучную кальку с соответствующих греко-латинских терминов, составляют великое достояние нашего родного языка и культуры, дают свидетельство зрелости и плодовитости нашей духовно-философской мысли».

В завершение выступления епископ Серафим пожелал всем участникам Форума помощи Божией, успеха в работе и научных трудах.

Работа форума продолжилась на площадках федеральных и региональных университетов и духовных учебных заведений Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Омска, Саратова, Краснодара, Улан-Удэ, Махачкалы, Курска, Орла и Тулы. Экспертами секций стали представители научного сообщества 20 университетов и духовных учебных заведений России.

***

II Международный межрелигиозный молодежный форум организован Советом по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации, Комиссией по развитию теологического, религиозного и духовно-нравственного образования, и Научно-образовательной теологической ассоциацией.

Цель форума – объединить молодых исследователей-теологов традиционных религий России на единой дискуссионной площадке с целью развития межрелигиозного диалога, обмена знаниями и открытого обсуждения ключевых вопросов теологии, апробация результатов научных исследований магистрантов, аспирантов и молодых ученых, совершенствование профессиональных компетенций обучающейся студенческой молодежи.