24 января, в день открытия Международных Рождественских чтений, епископ Люберецкий Серафим сослужил за Божественной литургией Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу в Храме Христа Спасителя

24 января, в день открытия Международных Рождественских чтений, епископ Люберецкий Серафим сослужил Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу за Божественной литургией  в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве.

Его Святейшеству сослужили: митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Патриарший наместник Московской епархии; митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий, глава Среднеазиатского митрополичьего округа; митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий, председатель Оргкомитета Международных Рождественских чтений, председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации; митрополит Воронежский и Лискинский Сергий; митрополит Новгородский и Старорусский Лев; митрополит Тверской и Кашинский Виктор; митрополит Истринский Арсений, первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл; митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн, председатель Синодального миссионерского отдела; митрополит Иваново-Вознесенский и Вичугский Иосиф; митрополит Тамбовский и Рассказовский Феодосий; митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий; митрополит Саратовский и Вольский Лонгин; митрополит Саранский и Мордовский Зиновий; митрополит Барнаульский и Алтайский Сергий; митрополит Вологодский и Кирилловский Игнатий; митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор; митрополит Астраханский и Камызякский Никон; сонм архиереев Русской Православной Церкви.

Святейшему Владыке также сослужили: протопресвитер Владимир Диваков, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; протоиерей Михаил Рязанцев, ключарь Храма Христа Спасителя; протоиерей Сергий Привалов, председатель Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами; игумен Митрофан (Шкурин), заместитель председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации, ответственный секретарь Оргкомитета Международных Рождественских чтений; игумен Петр (Еремеев), наместник Высоко-Петровского ставропигиального монастыря; председатели епархиальных отделов религиозного образования и катехизации в священном сане; духовенство, прибывшее для участия в Рождественских чтениях.

На богослужении присутствовали: полномочный представитель Президента РФ в Северо-Западном федеральном округе А.Д. Беглов; председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений С.А. Гаврилов; председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по образованию и науке В.А. Никонов; губернатор Мурманской области М.В. Ковтун; губернатор Рязанской области Н.В. Любимов; статс-секретарь ― заместитель министра культуры РФ А.В. Журавский; руководитель Департамента национальной политики и межрегиональных связей города Москвы В.И. Сучков.

В храме молились настоятельницы женских монастырей, участники XXVI Международных Рождественских образовательных чтений.

Богослужебные песнопения исполнил хор Храма Христа Спасителя под управлением И.Б. Толкачева.

После сугубой ектении Предстоятель Русской Православной Церкви вознес молитву о мире на Украине.

За Литургией Святейший Патриарх Кирилл рукоположил иеродиакона Никиту (Вдовина), насельника Сретенского ставропигиального мужского монастыря, в сан иеромонаха.

Проповедь перед причастием произнес председатель Синодального отдела по делам молодежи епископ Люберецкий Серафим.

"Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

В сегодняшнем евангельском чтении мы слышали с вами повествование о беседе Господа Иисуса Христа с неким книжником, который спросил Его о том, какая из всех заповедей Священного Писания является первой и наиболее значимой. Вопрос очень важный, касающийся самого существа религиозной веры. Довольно часто этот вопрос возникает и в нашей с вами жизни: многие неверующие или мало верующие люди интересуются тем, что находится в центре религии, к чему сводится ее суть; однако, нередко и для верующих людей вопрос об основных принципах веры является не менее актуальным.

Спаситель понимал, что ответ на данный вопрос Он дает не только этому конкретному человеку, который Его спрашивает, но всем людям, которые будут жить на протяжении последующих тысячелетий, а потому оставил в стороне все второстепенные вещи и сказал о самом главном, представив квинтэссенцию Своего учения: «Господь Бог наш есть Господь единый; и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею,- вот первая заповедь! Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Иной большей сих заповеди нет» (Мк. 12: 29-31). То есть в основе Слова Божиего, а соответственно и религиозного образа жизни лежит любовь к Богу и тем, кто нас окружает. Ни внешнее благочестие, ни какие-либо другие добродетели, но именно любовь, которая, по слову св. апостола Павла, «есть совокупность совершенства» (Кол. 3: 14).

При этом любовь к Богу и любовь к ближнему Христос отождествляет между собой: одно без другого невозможно. Наша вера в Бога и любовь к Нему проявляется исключительно через наши взаимоотношения с теми, кто находится рядом с нами, с кем мы живем бок о бок. Если мы не любим тех, кто нуждается в нашей любви, не проявляем заботы о тех, кому она нужна, не уделяем внимания тем, кто страдает от его недостатка, то ни о какой деятельной вере с нашей стороны, ни о какой нашей любви к Богу не может быть и речи. И, напротив, если свою веру и любовь к Богу мы стремимся проявить через доброе отношение к окружающим людям, даже если порой это очень тяжело, и даже если нам кажется, что кто-то этой нашей доброты не заслуживает, то мы действительно свидетельствуем о своем стремлении жить в соответствии с христианскими принципами. В этой связи святитель Иоанн Златоуст говорил: «Любовь к ближним служит величайшим доказательством любви ко Христу».

Рассуждая над данным евангельским фрагментом, тот же Златоуст восклицает: «Вот венец всех добродетелей, вот основание всех Божиих заповедей: любовь к Богу, соединенная с любовью к ближнему. Ибо тот, кто любит Бога, не пренебрегает братом своим и не предпочитает ближнему деньги, но проявляет по отношению к нему великую щедрость».

Важно обратить внимание и на то, что свой ответ законнику Христос начинает со слов «Господь Бог наш есть Господь единый» – то есть с тезиса о том, что для подлинно верующего человека существует только Один Единственный Бог, являющийся источником жизни и всякого блага. Для верующих людей не может быть никаких иных ложных богов и идолов, олицетворяющихся в культе материальных благ, культе власти, культе денег и каких бы то ни было иных земных вещах. На первом месте в жизни человека должен находиться Бог и Его нравственный закон, исполнением которого, по слову Иоанна Златоуста, и есть любовь.

Нынешняя Божественная Литургия открывает очередные Рождественские образовательные чтения, тема которых обозначена как «Нравственные ценности и будущее человечества». Сегодня для всех очевидно, что два этих понятия неразрывно связаны между собой, точно также, как любовь к Богу неотделима от любви к ближнему. Без сохранения нравственных ценностей будущее человечества невозможно.   Необходимо помнить и то, что сами по себе, без Бога, нравственные ценности не могут действовать во всей полноте. Попытки построить справедливое общество, в том числе и с нравственной точки зрения, но с отрицанием Бога обречены на поражение. И история дает нам ясные тому подтверждения. Стремление жить в соответствии с моральным кодексом, но без веры в Бога, без веры в вечную жизнь и посмертное воздаяние рано или поздно ставит перед отдельным человеком или обществом вопрос «А зачем все это нужно? Зачем жить по правде, по законам добра, если Бога нет, если после этой земной жизни нас ничего не ждет, кроме того, что нас „съедят черви и на могиле лопух вырастит”, как говорил известный герой романа Тургенева?». Отход от Бога неизменно ведет к кризису личности и социума, к кризису самой нравственной идеи. В эти дни ровно сто лет назад пришедшие к власти в нашей стране большевики приняли декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви, и мы знаем, какими печальными были последствия этой попытки вытеснить Бога из жизни человеческого сообщества. Однако сейчас человечество стоит не перед меньшей опасностью: кризис веры, кризис нравственных ценностей вплотную подводит нас к черте, переход за которую будет означать конец самой человеческой цивилизации.

Но Господь не лишает нас шанса, Он всегда дает нам возможность выбора, возможность победить зло и неправду силой Его Божественной любви. Для этого нужно только наше желание быть с Богом и жить в соответствии с Его нравственным законом. Будем молиться словами исповедника веры и Церкви св. сщмч. Серафима, архиепископа Смоленского, который обращаясь к своей пастве в тяжелый период гонений и испытаний говорил: «Только одного желаю я особенно и об одном прошу Господа Бога, чтобы среди нас была любовь друг ко другу, ибо где любовь, там радость, где любовь, там не страшно горе и страдания». Аминь".

По окончании Литургии Святейший Патриарх Кирилл обратился к участникам богослужения с Первосвятительским словом:

«Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, дорогие владыки! Отцы, матушки игумении, братья и сестры!

Я всех вас сердечно поздравляю с открытием очередных Рождественских чтений, и замечательно, что по сложившейся традиции мы вступаем в это важное общецерковное мероприятие через совместную литургическую молитву в Храме Христа Спасителя.

Рождественские чтения — это уникальный форум. Нигде, ни в одной Церкви мира не существует ничего подобного, когда епископат, духовенство, миряне, люди, занимающие разное положение в обществе, — политики, ученые, люди хорошо известные и менее известные, но совершающие не менее важные деяния, такие как преподаватели в школах, ученые, работающие в области педагогики, и многие другие, — вместе обсуждают животрепещущие темы, которые стоят на повестке дня церковно-общественных и церковно-государственных отношений. В каком-то смысле Рождественские чтения, хоть и не соответствуют по каким-то параметрам определению церковного Собора, фактически являются Собором — Собором, в котором участвуют епископат, духовенство и миряне. Но, в отличие от Собора, площадка Рождественских чтений открыта для очень многих, — здесь больше возможностей высказывать свои мнения, защищать их, предлагать идеи. Так вот, очень важно, чтобы все, что заслуживает внимания, все, что «высекает искру», все, что несет в себе сигнал, исполненный смысла, — чтобы все это накапливалось, анализировалось, представлялось Священноначалию и на высказанных предложениях, мыслях и идеях основывалось наше дальнейшее движение вперед по пути свидетельства народу нашему о Христе распятом и Воскресшем, по пути утверждения Евангельских истин в жизни нашего народа.

Поэтому я хотел бы обратиться с просьбой ко всем участникам Рождественских чтений — постарайтесь высказывать мысли и идеи, которые не будут мгновенно забыты или отвергнуты, но которые могли бы войти в сокровищницу нашей церковной мысли. А если таких идей нет, то нужно внимательно слушать голоса других людей, потому что нередко со слов других возникают добрые мысли и в нашем сознании. Задача стоит и перед руководством Рождественских чтений: все то, что высказывается на заседаниях и заслуживает особого внимания, не должно уйти, как вода в песок. Бывает, что люди удивляются хорошим словам, а через два-три дня забывают, потому что эти слова нигде не зафиксированы, никак не включены в общее мышление Церкви. Поэтому, — употреблю сейчас бюрократическое, но очень важное слово, — делопроизводство Рождественских чтений должно адекватно отражать все мысли, которые заслуживают того, чтобы остаться в истории нашей Церкви и быть положены в основу новых решений. В этом смысле Рождественские чтения являются, с одной стороны, исследовательской площадкой, где могут сталкиваться разные точки зрения, где вырабатываются оригинальные мысли и предложения; но, с другой стороны, это очень важная дискуссионная площадка, где люди, не связанные никакими формальными ограничениями, имеют возможность говорить от сердца, от разума о том, что их беспокоит, и о том, что они хотели бы видеть в жизни Церкви, в духовной жизни нашего народа.

Я всех вас, мои дорогие, призываю с полной ответственностью участвовать в этом важном общецерковном собрании. И дай Бог, чтобы результаты нынешних Рождественских чтений помогли нам со смирением, мудростью, осмотрительностью и твердостью идти вперед по тому пути, который Бог предлагает и Церкви нашей, и нашему народу. Аминь».