Епископ Истринский Серафим посетил Московский государственный институт музыки им. А.Г. Шнитке
12 октября председатель Синодального отдела по делам молодежи епископ Истринский Серафим посетил Московский государственный институт музыки имени А.Г. Шнитке – одно из крупнейших музыкальных высших учебных заведений страны.
Епископ Серафим выступил в концертном зале института перед профессорско-преподавательским составом и студентами с открытой лекцией на тему «Творцы музыкального духа или духовная перспектива музыки», в которой представил попытку богословского осмысления музыкального творчества, взгляд на роль музыкального искусства в совершенствовании внутреннего мира человека, становление музыкальных форм, а также духовную миссию композитора.
В своем выступлении архипастырь подчеркнул: «Не только эстетический и этический фактор бытия музыкального искусства, но онтологический и гносеологический статусы музыки беспокоили умы на протяжении столетий. Музыка всегда воспринималась серьезно, и развлечением или фоном она была сделана только в XX в., что и дало толчок активным философским и даже богословским размышлениям о ней».
Епископ Серафим указал на схожесть музыкального и богословского воздействия на социум: «Музыка, как и богословие, никогда не навязывала себя, она только реагировала на вызовы, которые ей посылало время, общество, политика. Но отвечала она на «брошенную в лицо перчатку» не требованием дуэли, как это иногда случалось, например, в спорах между наукой и религией, а методично формулировала свои ответы новыми величайшими музыкальными творениями гениев. Так в мире музыки появляются оперное и затем симфоническое творчество. Причем у истоков этих процессов нередко стояли композиторы-священнослужители: Депре́, Монтеверди, Вивальди, Лист».
Касаясь современного популярного музыкального жанра, представители которого часто становятся кумирами молодежи, владыка Серафим отметил: «Во многом такое «творчество» – просто провокация, прикол, комизм. Но задумаемся, разве мы начинаем свою счастливую жизнь с провокации, разве мы влюбляемся по приколу, разве наши личные переживания для нас комичны? Настоящая музыка – это наше чистое дыхание, это крылья нашего творческого полета, это самое сокровенное объяснение в любви, это наша исповедь перед самим собой. Настоящий музыкант не торгует своей душой, он не готов отдать ее в жертву идолу, и он четко понимает, что музыка попираема не бывает. Нельзя засоривши сосуд потом пить из него чистую воду. Отравляя воздух вокруг, отравишься и сам – это необратимый закон».
В завершении архипастырь сказал о том, что может стать вдохновением для современного музыкального искусства: «Рецепт, который поможет вдохнуть новую жизнь в высокую музыку – благодарность Творцу, вдохновляющему нас на творчество. И церковная, и высокая светская музыка в XXI в. говорят об одном и том же – о поиске духовного истока всякого творчества».
Далее общение со студентами продолжилось в форме оживленного диалога, в рамках которого епископ Серафим ответил на многочисленные вопросы. Учащиеся интересовались темами церковной миссии в молодежной среде, в частности, современным состоянием духовного, культурного и музыкального воспитания. Также были заданы вопросы о связи философии и богословия, их важности для формирования личности молодого человека, о влиянии современной музыки на души людей. Студенты спрашивали архипастыря и о личных музыкальных симпатиях, о том, какую музыку и каких исполнителей он слушает.
После выступления состоялась встреча епископа Серафима с ректором Московского государственного института музыки имени А.Г. Шнитке профессором А.И. Щербаковой, во время которой гостю было рассказано об образовательной и культурной деятельности учебного заведения, обсуждены перспективы взаимодействия вуза с Синодальным отделом по делам молодежи. Во встрече также принял участие заместитель председателя Синодального отдела по делам молодежи иерей Алексий Соловьев.
Затем для владыки Серафима была проведена обзорная экскурсия по институту с посещением «гамбургского» и «московского» кабинетов композитора Альфреда Шнитке, имя которого носит институт. Мемориальные кабинеты композитора представляют собой уникальное собрание принадлежавших ему предметов, в том числе нотных рукописей и книг, входящее в научно-творческую образовательную лабораторию Шнитке-центра.