Приходские газеты, брошюры, листовки, информационные стенды
Развивая просветительскую работу в сети интернет, приходу не стоит забывать о традиционных способах распространения информации: организации стендов, вывешивании на них объявлений, фотографий, а также создании «приходских листков» и газет, печати брошюр и буклетов, катехизических листовок.
Не каждый человек найдет время интересоваться жизнью своего прихода в интернете. Стенды же, установленные при входе в храм, обращают на себя внимание и тех, кто случайно зашел в церковь, и тех, кто постоянно ее посещает. Здесь удобно вывешивать графики богослужений, сообщать о значимых событиях на приходе, размещать контактные данные сотрудников по просветительскому, социальному, молодежному, миссионерскому служению.
Век самодельных стенгазет уходит в прошлое, но их заменяют современные печатные продукты, которые недолго верстаются в специальных программах и распечатываются на любом принтере. Такие газеты можно формировать из текстов, ранее опубликованных на приходском сайте. С одной стороны, они будут интересны старшему поколению членов общины, с другой – обратят на себя внимание даже активных интернет-пользователей. Ведь одна и та же информация на мониторе и на бумаге воспринимается совершенно по-разному. Раз в полгода лучшие и «долгоиграющие» материалы стенгазеты целесообразно издавать в типографии как дайджест. Такое издание уже можно предложить к распространению не только на территории храма, но и в социальных учреждениях, окормляемых данной церковью, и в иных дружественных организациях.
На страницах стенгазеты прихожанам интересны интервью с клириками храма, в которых священнослужители рассказывают о себе, своей семье, делятся пастырским опытом, отвечают на вопросы духовной жизни. Конечно, в таких изданиях нужно освещать социальную, образовательную, молодежную, миссионерскую деятельность прихода, готовить материалы о самих членах общины. Важно на страницах приходской газеты размещать небольшие тексты-реплики священноначалия, сообщать о важных событиях жизни Русской Православной Церкви.
В целях культурного просвещения храму важно вести летопись и время от времени составлять исторические брошюры, буклеты. Также необходимо готовить тематические материалы о деятельности прихода (о социальном, молодежном, катехизическом служении), дабы информировать общественность о том, чем занимается тот или иной клирик, прихожанин. Через такие проспекты можно к различным направлениям привлекать волонтеров, расширять круг сотрудников. Более того, раздавая подобные информационные продукты, прихожане будут иметь документальное свидетельство добрых дел, совершаемых Церковью, и смогут знакомить с ним всех интересующихся знакомых.
К двунадесятым и особым храмовым праздникам, когда в церкви многолюдно и ее посещают не только постоянные прихожане, полезно издавать листовки о смысле торжества и распространять их возле свечного ящика, лавки церковной утвари и на столиках для записок. В такие дни не все могут услышать голос пастыря и его проповедь, не многие дойдут до личной беседы на исповеди, не со всеми сможет пообщаться приходской сотрудник по катехизации. Печатное же слово может сослужить хорошую службу. Взяв с собой литовку, человек сможет вдумчивее отнестись к написанному. Если после текста даны контактные данные ответственного сотрудника и адреса интернет-ресурсов, то есть шанс увидеть человека сначала в числе виртуальных подписчиков церковных новостей, а затем и реальным прихожанином.
В эти же дни постоянным членам общины, а также всем тем, кто пришел помолиться на службу, было бы полезно выдавать тексты тропарей, канонов (на всенощном бдении), зачала из Апостола и Евангелия (на литургии). Если у прихода есть профессиональные и материальные ресурсы, к таковым праздникам можно выпускать просветительские брошюры, в которые бы вошли не только богослужебные тексты, но также краткие рассказы о празднике (они могут совпадать с текстами листовок).