Создание сайта прихода
По данным каталога православных ресурсов в сети интернет «Православное христианство», в Рунете насчитывается около десяти тысяч сайтов, относящихся к Московскому Патриархату. Это и официальные порталы Синодальных учреждений, и официальные сайты епархиальных управлений, и веб-страницы храмов, а также церковные медиаресурсы.
«Новые информационные технологии интегрируют мир в глобальных сетях инструментализма. Опосредованная компьютерами коммуникация породила обширное множество виртуальных сообществ. Однако отличительная социальная и политическая тенденция 1990-х годов – это построение социального действия и политики вокруг первичных идентичностей, либо приписанных, укоренившихся в истории и географии, либо построенных заново в тревожном поиске смыслов и духовности. Первые исторические шаги информациональных обществ, как представляется, характеризуются преобладанием идентичности как организующего принципа. Под идентичностью я понимаю процесс, через который социальный актор узнает себя и конструирует смыслы, главным образом на основе данного культурного свойства или совокупности свойств, исключая более широкую соотнесенность с другими социальными структурами», – так описывает современную действительность наш современник, социальный мыслитель Мануэль Кастельс.
Нужно ли в этих условиях Церкви игнорировать информационные технологии? Можно ли обойтись без них, исполняя Евангельский завет научить все народы (Мф. 28, 19)? Ответ очевиден: проповедовать Слово Божие можно и по апостольскому примеру, переходя из страны в страну, передавая основы веры из уст в уста. Но в нынешнее время создано множество информационно-коммуникационных технологий, позволяющих за меньшее время донести до большего числа людей нужную информацию. Поэтому отказываться от подобных средств просвещения видится неразумным.
Так, сайт прихода может стать эффективным инструментом в деятельности приходского катехизатора. Например, если организовать на сайте форум или рубрику «Вопросы священнику», ответственный за религиозное образование на приходе, мог бы систематизировать поступающие сообщения по тематическим разделам, модерировать общение на форуме, помогать священнослужителям в подготовке ответов.
Безусловно, на приходском сайте должен быть раздел, содержащий материалы о вере и Церкви. Но его логично не вакуумно размещать на главной или иной страницах веб-узла, а привязывать к заголовкам «Хочу покреститься (обвенчаться)»/«Таинство крещения (венчания) в n-ском храме»/«Крещение (Венчание)». Человек, кликнув на эту рубрику, может увидеть, скажем, такое объявление:
«Таинство крещения (венчания) в нашем храме совершается …. Перед тем, как на него записаться, предлагаем вашему вниманию информацию о смысле этого Таинства. Перед совершением Таинства вам необходимо побывать на нескольких беседах, в ходе которых сотрудник храма поможет вам узнать основные церковные догматы. Беседы проходят …. (где) в …. (время). Записаться на Таинство крещения (венчания) можно по телефону …».
Под ним желательно разместить катехизические материалы, молитвы, которые должен знать человек, приступающий к Таинству. Тогда не возникнет идеологического разделения на сайте, и катехизация будет охватывать именно свою целевую аудиторию (тех, кто собирается принять церковное Таинство), не будет балластом в общем контенте.
К миссионерскому служению прихода можно отнести любую сферу приходской жизни: и социальную, и молодежную работу, и паломничества, и концерты, и встречи прихожан со священнослужителями. Вот почему посредством информационных сообщений, организации специальных тематических рубрик важно освещать все стороны жизни церковной общины.
В разделе «Социальная работа» нужно публиковать список учреждений, которые окормляет данный храм, с телефонами и контактами, графиком посещения этих учреждений. Поскольку социальная деятельность нередко связана с финансовыми вопросами, в конце года будет логичным вывешивать на сайте отчет о служении милосердия с указанием денежных вспомоществований, выделенных на различные направления деятельности. Эта информация позволит верующим увидеть собственный вклад в социальное служение, оценить объем осуществляемой приходом помощи.
В рубрике «Молодежное служение» целесообразно размещать график мероприятий с участием представителей молодого поколения, дабы к активу общины в любой момент мог присоединиться любой заинтересовавшийся человек. Кроме того, в этом разделе полезно публиковать фото, видео о деятельности приходской молодежи, небольшие рассказы молодых о себе, о своем пути, о жизни в Церкви. Так у приходской страницы появляется «человеческое лицо». Интенсивное обновление сайта храма помогает преобразовать собрание разрозненных верующих в общину единомышленников, где все друг друга знают и общаются.
Примерный список рубрик приходского сайта:
• «История храма» (этот раздел имеет смысл наполнять даже в тех условиях, когда церковь строилась сравнительно недавно или появилась в последние годы; знание истории своей общины, бесспорно, также является элементом просветительской работы);
• «Духовенство» (краткие биографии и фотопортреты, контактные данные: рабочие телефоны, электронные адреса);
• «Расписание богослужений» (обычно публикуются таблицами, с указанием служащих клириков);
• «Приходские новости» (освещение деятельности прихода, служения настоятеля и клириков; новости по итогам мероприятий с участием прихожан, сообщения о катехизическом, социальном, молодежном, миссионерском (если есть) служениях, воскресной школе);
• «Паломничества» (если организуются, график поездок);
• «Хочу покреститься» (график огласительных бесед, контакты ответственного на приходе за катехизацию, просветительские материалы);
• «Хочу повенчаться» (график огласительных бесед, контакты ответственного на приходе за катехизацию, просветительские материалы);
• «Социальная работа» (перечень окормляемых учреждений, график их посещений, контакты ответственного на приходе за социальное служение, информация о том, как люди могут приобщиться к социальной работе на данном приходе, годовые отчеты о служении милосердия с указанием объема финансовой помощи по конкретным направлениям деятельности);
• «Работа с молодежью» (график мероприятий, контакты ответственного на приходе за молодежное служение фото и видеоматериалы о молодежных проектах, рассказы молодежи о приходе и своей жизни в Церкви»);
• «Форум»/«Вопросы священнику» (с четкой тематикой, постмодерацией);
• «Объявления» (анонсы предстоящих событий, важная информация для членов церковной общины, не относящаяся к разряду «новостей»);
• «Банковские реквизиты» (сведения для потенциальных благотворителей храма);
• «Контакты» (телефоны, электронные адреса сотрудников по катехизации, социальному и молодежному служению, приходского миссионера (если есть), помощника настоятеля, клириков и настоятеля храма, точный адрес, схема проезда).
Также на приходском сайте может быть рубрика «Проповеди», «Приписные храмы», «Межприходские проекты», «Приходской литок (газета)» и иные разделы, рассказывающие не о разовых, а постоянных аспектах деятельности прихода.