В преддверия праздника Сретения, к которому приурочен День православной молодежи, На Крутицком подворье в Москве состоялся камерный концерт известных российских бардов и виртуозного гитариста.
12 февраля на Крутицком подворье в Москве состоялся камерный концерт известных российских бардов и виртуозного гитариста. Мероприятие организовали и провели православные следопыты во главе с зампредседателя Братства иеромонахом Димитрием (Першиным) по благословению настоятеля, и.о. председателя Синодального отдела по делам молодежи протоиерея Кирилла Сладкова. В сводчатом зале древних Приказных палат XVII века (с великолепной акустикой) прозвучали шедевры классической музыки, в том числе Бах и Гендель, в виртуозном исполнении на семиструнной гитаре Александра Миронова, а также проникновенный вокал Эльмиры Галеевой (автор-исполнитель, лауреат Грушинского фестиваля), Елены Фроловой (певица, поэт, композитор) и Марии Тепляковой (поэт, звонарь в Суздале, певчая в храме). Они исполнили под гитару и гусли средневековые хоралы, кантаты, духовные стихи, литургические песнопения, песни на стихи Лермонтова, Вениамина Блаженного, поэтов Серебряного века и на свои собственные стихи. Особое место в программе занял возвышенный цикл повествований и песен, посвященных Богородице, а также сказы и песни о русских юродивых – Евфросинии Колюпановской, Иоанне Железном колпаке... Проведение таких творческих молодежных вечеров стало уже доброй традицией на Крутицком Патриаршем подворье.
Часть 1
[embed]https://www.youtube.com/watch?v=B007LeZ2cW0[/embed]
Часть 2
[embed]https://youtu.be/JB45BuZd-cU[/embed]
Вот, что написала об этом концерте одна из зрителей Татьяна Алексеева:
Была на удивительнейшем концерте в Крутицком подворье. Всё сложилось необычно, но так естественно и легко, как будто чудо и есть наша главная среда обитания. Необычным оказалось многое. Началось сразу с высокой ноты – шедевров классической музыки (Баха, Генделя и других) в переложении для семиструнной гитары и в исполнении Александра Миронова, сделанных впервые (кажется, никто еще органную прелюдию Баха или менуэт Генделя не перелагал для гитары). А дальше концерт продолжили Эльмира Галеева, Елена Фролова и Мария Теплякова, которые именно в таком составе – как трио – впервые вышли на сцену. В их исполнении переплелись голоса поэтов – и религиозные песнопения: стихи Лермонтова, Цветаевой, Вениамина Блаженного зазвучали в диалоге с песенными рассказами о юродивых Елены Фроловой, с безымянными духовными стихами и кантами. А поскольку Мария Теплякова – не только поэт и звонарь в Суздале, но и певчая в храме, то звучали и литургический песнопения, – в части концерта, посвященной образу Девы Марии в поэзии. Концерт вибрировал как бы на границе двух жанров – светского и духовного. Но сосредоточенность на религиозных образах не исключила ни лёгкости, ни смеха, ни юмора. Они проникали и в диалоги на сцене, в живое взаимодействие музыкантов, да и в сами песни. Завершивший концерт духовный кант «Когда б имел я дух святой…», был настолько торжествующе-радостным, что ярко напомнил традицию госпела, который частенько поют пританцовывая и ликуя, словно на большом и всеобщем празднике.
А само трио Эльмиры, Елены и Марии напомнило образ бабочки – изысканно-тонкой и летуче-вдохновенной. «Мы с Эльмирой так обрадовались, что среди нас живой поэт...», – улыбалась Лена Фролова, поясняя, почему столько песен они исполнили именно на стихи Марии Тепляковой. И да, её присутствие и её прозрачная, отточенная до хрустальности, поэзия оказались как бы связующим звеном. Елена и Эльмира – как два редкостной красоты крыла, а сама Маша знаменовала бабочкино существо, серединку, основу. И для полноты картины вокруг этой виртуозно парящей музыкальной бабочки сновал неугомонный ребёнок, золотоволосый мальчик (как в сказке) – вызывая общую улыбку и радость…
Кстати, именно радость, которая всё в себе растворила в итоге, – одно из подтверждений несомненного успеха концерта. В начале проникаешься серьёзностью темы, завороженно внимаешь голосам Эльмиры и Лены, и ещё успеваешь подумать – какое же это сокровище, какое счастье и дар свыше, что они есть у нас – их дар не только певческий и музыкальный, но и сердечный… Когда красота голоса, красота личности и красота души сливаются – что может быть вдохновеннее? И как не устремиться за такой бабочкой, повторяя вслед за А.Тарковским:
«…Пожалуйста, не улетай,
О госпожа моя, в Китай!
Не надо, не ищи Китая,
Из тени в свет перелетая.
Душа, зачем тебе Китай?
О госпожа моя цветная,
Пожалуйста, не улетай!»
Но в финале уже не помнишь даже о красоте или о чем-то возвышенном – просто растворяешься в потоках радости и в свете присутствия. Чьего, кого? Этому даже не хочешь давать имени, просто мечтаешь продлить чудо хоть на секунду – «пожалуйста, не улетай!».