4 ноября, в праздник Казанской иконы Божией Матери, протоиерей Кирилл Сладков сослужил Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу в Успенском соборе Московского Кремля

4 ноября, в праздник Казанской иконы Божией Матери, протоиерей Кирилл Сладков сослужил Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу в Успенском соборе Московского Кремля

4 ноября, в праздник Казанской иконы Божией Матери, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля.

Его Святейшеству сослужил сонм архипастырей: митрополит Волоколамский Иларион, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата; митрополит Псковский и Порховский Тихон, председатель Патриаршего совета по культуре; архиепископ Солнечногорский Сергий, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; епископ Домодедовский Иоанн.

И.о. председателя Синодального отдела по делам молодежи Русской Православной Церкви протоиерей Кирилл Сладков сослужил Предстоятелю и архиереям в сонме  московского и зарубежного духовенства. В числе которых: протопресвитер Владимир Диваков, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; архимандрит Алексий (Поликарпов), наместник Данилова ставропигиального монастыря; архимандрит Михаил (Бикович), настоятель монастыря святого Иоанна Предтечи в Валевской епархии Сербской Православной Церкви, протоиерей Максим Козлов, председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви; архимандрит Савва (Тутунов), заместитель управляющего делами Московской Патриархии; протоиерей Георгий Гуторов, настоятель храма Тихвинской иконы Божией Матери в Алексеевском г. Москвы; протоиерей Димитрий Рощин, руководитель Управления по работе с общественными объединениями и организациями Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ; протоиерей Вячеслав Шестаков, настоятель Патриаршего подворья храмов в Зарядье г. Москвы; протоиерей Алексий Ястребов, настоятель прихода святых Жен-мироносиц в Венеции (Италия); священник Самуил Вишневский, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в Сиднее (Австралия); протоиерей Андрей Марущак, клирик кафедрального соборного Храма Христа Спасителя г. Москвы; иеромонах Николай (Оно), клирик подворья Русской Православной Церкви в Токио (Япония); духовенство г. Москвы.

На малом входе, в соответствии с указом Святейшего Патриарха Кирилла, на основании решения Общецерковного докторского диссертационного совета от 6 сентября 2018 года о присуждении степени доктора истории, настоятель прихода святых Жен-мироносиц в Венеции протоиерей Алексий Ястребов был удостоен права ношения докторского креста. Также в соответствии с указом Его Святейшества клирик подворья Русской Православной Церкви в Токио (Япония) иеромонах Николай (Оно) был удостоен права ношения наперсного креста золотого цвета.

На сугубой ектении были вознесены прошения о единстве Православной Церкви и сохранении Церкви от разделений и расколов. После сугубой ектении Предстоятель Русской Православной Церкви вознес молитву о мире на Украине.

За Литургией Святейший Патриарх Кирилл рукоположил в сан иеромонаха иеродиакона Григория (Матрусова), выпускника Московской духовной академии, назначенного клириком ставропигиального храма-подворья святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца, в Бари (Италия).

Проповедь перед причастием произнес протоиерей Николай Крикунов, настоятель храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Калитниковском кладбище г. Москвы.

По завершении Литургии Святейший Патриарх Кирилл совершил славление Казанской иконе Божией Матери и обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Высокопреосвященные и Преосвященные владыки! Дорогие отцы, братья и сестры!

Всех вас сердечно поздравляю с праздником в честь Казанской иконы Божией Матери, который стал еще и государственным праздником, именуемым День народного единства. Перед Казанской иконой молились наши ополченцы, чтобы одержать победу над врагом, засевшим в Кремле и Китай-городе, оккупировавшим центр Москвы, а значит, центр самой России, и претендовавшим на то, чтобы оккупировать всю нашу землю. Речь шла о спасении Отечества, но спасти его было невероятно тяжело, потому что сил у нас не было. А сил не было не потому, что мы были слабыми, а потому что мы были разделены на множество партий, каждая из которых боролась с другой, а иные еще и сотрудничали с оккупантами, желая, чтобы на царском русском престоле воссел иноземный царь.

Через смутное время проходили наш народ и наша страна. А смута в первую очередь замутняет сознание, лишает человека жизненных ориентиров, испепеляет всякие ценности, которые являются маяками на человеческом пути. Все исчезает, когда наступает смута. Ее можно сравнить со страшной пургой: выйдя за дверь, человек ничего не видит — ни дороги, ни даже собственного дома. Он может с легкостью погибнуть только потому, что перед ним нет пути. То же самое происходило с нашим народом. Люди не видели выхода из сложившейся политической ситуации, и поэтому ополчение подошло к Москве не таким уж сильным, — все зависело от того, насколько это ополчение будет поддержано. Не столько от воинского мастерства зависел исход битвы и всей освободительной борьбы, сколько от осознания народом необходимости сбросить с себя иноземную оккупацию. И мы знаем, что по милости Божией, по молитвам перед Казанской иконой Божией Матери Господь явил милость, и небольшое ополчение выбило поляков вначале из Китай-города, а затем из Кремля, из Москвы, из всей России, и опасность заплутаться в этом историческом вихре минула. Народ наш, осознав и свой грех, и свои ошибки, предстал с молитвой пред Богом, принеся покаяние за совершенные грехи, и наконец избрал законного царя. Так возникла династия Романовых, которые на многие годы предопределила мирное и поступательное развитие нашего народа и страны.

Мы нередко употребляем слово «блуд», применяя его в основном к плотскому греху. Это справедливо, но вообще-то слово «блуд» родственно слову «заблуждаться». Блуд — это всякая потеря жизненного пути, жизненной ориентации, утрата человеком способности идти по тем вехам, которые сам Бог нам предложил в качестве маяков, в качестве опознавательных знаков правильного и безопасного пути. Заблуждение приводит к трагедиям. Блуд разрушает человеческую жизнь. Так же и в ходе истории заблуждение всего народа приводит страну к опасной черте, за которой возможна потеря исторического бытия.

По милости Божией, молитвами наших благочестивых предков Господь оградил народ наш от погибели в веке семнадцатом, да и в последующие века. В то время молитва пред святым Казанским образом, горячая вера помогли нашим людям объединиться. У нас была, если хотите, национальная идея. У нас была платформа такого объединения — вера православная и принадлежность абсолютного большинства к Православной Церкви.

Мы живем в другое время. И сейчас в Российской Федерации живут люди православные — их, конечно, большинство, но есть и люди, принадлежащие к другим религиям. И вот что важно в нынешних условиях — формировать и поддерживать то, что могло бы сохранять народное единство, то, что принадлежит и нашей православной вере, и является непререкаемым во всякой религии. Это наше нравственное учение, это система нравственных ценностей, которые сохраняются в Православии и вместе с тем поддерживаются религиозными людьми, православную веру не исповедующими. И поэтому эта часть нашей веры — ее нравственное учение, столь необходимое для формирования человеческой личности, — и может лежать в основе нашего народного единства. Другими словами, у нас должны быть одни и те же нравственные и духовные ценности, и тогда народ наш будет един, даже принадлежа к различным религиям.

Насколько это важно, показывает исторический опыт. А если нет народного единства на самой глубине, которое сильнее всяких надстроечных человеческих институтов, которое связано с самой человеческой душой, то и надстройка, государственная система, становится неустойчивой. Очень важно, чтобы был фундамент в виде общих нравственных ценностей, общей нравственной системы, которая формировала бы народ и влияла на политику государства.

Вот сегодня мы и молились пред Казанской иконой Божией Матери, чтобы Она в День народного единства особо предстала пред лицом Сына Своего и Бога нашего, ходатайствуя о народе нашем, о стране нашей, о единстве, столь необходимом всем нам, Отечеству нашему, в очень непростое время, в которое мы сегодня живем. И да поможет нам Царица Небесная проходить исторические испытания, выпадающие на долю и Церкви, и государства, и народа нашего, достойно сохранять веру, а главное, не терять из виду тех самых указательных знаков, которые расставлены пред нашим взором Самим Господом.

Благословение Божие да пребывает над Отечеством нашим Российским, над властями, над воинством и над народом нашим. Аминь».
Песнопения исполнил хор Данилова монастыря  под управлением  Г.Л. Сафонова.
По материалам пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси/СинОДМ.