19 февраля, в Понедельник Первой Седмицы Великого поста епископ Люберецкий Серафим совершил утреннее богослужение в Успенском соборе Крутицкого подворья

19 февраля, в Понедельник Первой Седмицы Великого поста епископ Люберецкий Серафим совершил утреннее богослужение в Успенском соборе Крутицкого подворья.

Его Преосвященству сослужил иеромонах Димитрий (Першин), священник Сергий Мартынов и клир подворья.

После Богослужения владыка обратился со словом проповеди:

«Всех вас, дорогие отцы, братья и сестры, сердечно поздравляю с Чистым Понедельником, с которого мы начали Первую седмицу Великого поста.

В течение всей Четыредесятницы мы ежедневно молимся словами молитвы Святого преподобного Ефрема Сирина, в которой просим Господа избавить нас от грехов и пороков и, одновременно, помочь стяжать нам важные христианские добродетели и качества.

Цепочку грехов, от которых всякому христианину непременно нужно очиститься, преподобный Ефрем Сирин начинает с порока праздности. Праздность – это пустое времяпрепровождение, когда вместо какого-либо полезного занятия человек ничего не делает, проводит время впустую. Чаще всего это свойственно тем людям, у которых слишком много свободного времени. В таких обстоятельствах человек не знает, куда себя деть, чем заняться, в результате чего его ум и сознание зачастую охватываются дурными мыслями и желаниями. Нередко, именно праздное времяпрепровождение подталкивает человека к другим, самым разнообразным порокам – раздражительности, нетерпеливости, злобе. Во многих случаях праздность становится также причиной алкоголизма, наркомании и многих иных греховных зависимостей, ослабляющих и уничтожающих человеческую личность.  Все это происходит  тогда, когда человек не занят ни физическим, ни умственным трудом. Вместе с тем, дух праздности может быть свойственен не только тем, у кого много свободного времени, но также и тем, кто обременен большой физической работой и профессиональными обязанностями, однако, не соединяет этого своего труда с умственным деланием – с трезвением своего ума, постоянным душевным самоконтролем.

Между тем, очень важно всегда пребывать в состоянии духовной трезвости и внутреннего самоанализа. Нужно объективно оценивать состояние своего сердца, смотреть, что с тобой происходит, не допускать, чтобы разум и чувства помрачались страстями и греховными желаниями.

Праздность противоречит замыслу Божиему о человеке. Вручая в управление людям созданный мир, Бог повелел им заботиться об окружающем мироздании, а значит трудиться. Сам Господь подъял на себя труд, когда в течение шести дней творил мир и все, что его наполняет. Соответственно, в том числе и через труд, через творчество мы призваны раскрывать в себе образ и подобие Божие. Если же человек не осознает необходимости в своей жизни труда, то он теряет свое человеческое достоинство и возможность приближения к Богу.

Каждый из нас знает, как тяжело бывает призвать себя к настоящему труду, как нелегко бывает заставить себя что-либо сделать. Чувство лености всем нам хорошо знакомо. Порой нам трудно пробудиться рано утром, чтобы пойти на работу или учебу; иногда даже на рабочем место бывает сложно принудить себя делать то, что мы обязаны выполнять, причем выполнять это качественно.

Однако, наверное, еще тяжелее совершать духовные подвиги, а именно: молиться, здраво оценивать свою духовную жизнь, глубоко раскаиваться, обращаться к Господу Богу в любых жизненных обстоятельствах. Ведь редко по лености мы очень часто мало молимся или вообще оставляем молитву, редко приступаем к Причастию Святых Христовых Таин, пытаясь при этом оправдаться тем, что якобы не смогли, не успели должным образом подготовиться. Бывает и так, что из-за лени и праздности мы не обращаемся к Господу в трудные и скорбные моменты жизни или же делаем это лишь в последнюю очередь, стремясь вначале решить все посредством своих человеческих возможностей.

Праздность, леность, бездумное провождение времени разлагают человека. Отсутствие труда в жизни приводит к потере самодисциплины и внутренней духовной самоорганизации. Вследствие этого любые грехи постепенно и незаметно начинают восприниматься человеком как норма, как вполне естественное явление. Если в человеческой жизни нет самоанализа и оценки своих поступков, то Божественные духовные принципы в ней девальвируются, в связи, с чем происходит распад души.

То, что преподобный Ефрем Сирин определяет праздность в качестве того греха, от которого нам нужно избавляться в первую очередь, в самом начале пути нашего духовного очищения и изменения к лучшему, является вполне логичным и несомненным. Ибо если мы с самого начала не научимся заполнять все свое время духовным и физическим трудом, то тогда нам будет очень сложно избавиться от иных грехов и идти к прочим добродетелям. В дни Святой Четыредесятницы, прося у Господа избавления от духа праздности, будем и сами прилагать к этому все свои усилия. Аминь».

По окончанию службы епископ Серафим поблагодарил всех за первую в период Великого поста совместную молитву.