Воронежские трудники на Соловках

В середине июля, когда многие уезжают в тёплые места и экзотические страны, группа трудниц из Воронежа, взяв благословение у своих священников на приходах, упаковала резиновые сапоги, шерстяные свитера и длинные юбки, села в поезд Адлер - Мурманск и поехала к северному Белому морю, на далекие Соловецкие острова в Спасо-Преображенский ставропигиальный мужской монастырь.

 

Дружный коллектив состоял из 6 женщин разного возраста: самой младшей было 26 лет, самой старшей – 60. Две паломницы ехали уже в шестой раз. Такое постоянство вселяло в новичков надежду, что и им на Соловецких островах есть что почерпнуть, ведь на иссякший родник за водой не ходят.

 

 

Подготовка к поездке началась заранее. В феврале была отправлена заявка в монастырь, после её одобрения в апреле - куплены билеты, а непосредственно за три дня до отправления - заказаны билеты на монастырский катер.

Найдется немало людей, движимых желанием побывать в непосредственной близости от полярного круга и насладиться видами северной природы с её белыми ночами, таежными лесами и рощами волнистых «танцующих» берез. Но эта поездка имела целью приобщение к богатой духовной жизни, которая ведется на островах с середины 15 века.

 

Сразу по прибытии на Большой Соловецкий остров на причале трудниц встретила Ксения, которая заведует расселением паломников. Так как женщинам не дозволено жить на территории монастыря, местом обитания стал, расположенный в ста метрах от крепостной стены, деревянный двухэтажный дом, который является чем-то вроде местного многофункционального центра. На первом этаже расположено отделение почты и паломническая служба, на втором — комнаты для приезжих. Окна кельи выходили на Святое озеро, а под входным крыльцом неожиданно можно было встретить стадо коз или коров.

 

Внутренние цели путешествия вряд ли кто-то сможет озвучить. По словам одной из трудниц, каких-то конкретных ожиданий от поездки не было, надо было привести себя в порядок после обычного трудового года, когда к его окончанию уже не понятно, какие дела важные, а какие – просто суета, разрушающая душу.

Жизнь паломников в монастыре проходила по трем программам: внешняя обязательная – послушания, внешняя произвольная – экскурсии в свободное от трудничества время, и внутренняя – молитвы, богослужения, посещение лекций.

 

Послушания каждой из трудниц достались свои: церковная лавка, огород, трапезная. У каждой был свой график работ, поэтому вместе встречались на службах, перед сном и на экскурсиях. Поначалу кому-то было трудно физически, так как такие работы были не типичны для городского жителя; кто-то был рад тому, что за работой невозможно было присесть и задуматься, и вся мысленная работа проходила на службах перед лицом Божиим в молитвах; кто-то не мог привыкнуть к своему графику, потому что он день ото дня менялся. Но было понимание, что в монастыре послушание превыше поста и молитвы: со временем трудности отошли на задний план и сменились радостью служения ближним на поставленных местах.

 

Для трудников, приезжающих на две недели и более, по милости монастыря, предоставляется бесплатная обзорная экскурсия по храмам обители и поездка на Секирную гору, место казней многих мучеников XX в.

Также трудницы успели посетить остров Анзер, место подвигов монахов-пустынников 17 века: преподобных Елеазара и Иова Анзерских, и упокоения священномученика 20 века – Петра (Зверева) архиепископа Воронежского.

На фоне трудов на благо монастыря и путешествий по святым места, наиболее важной была духовная жизнь. Хочется отдельно упомянуть про насыщенность проводимых богослужений. Утренние службы дополнялись пением славословий, по вечерам служились панихиды, читался молебен Соловецким Чудотворцам Зосиме, Савватию, Герману и молебен всем новомученикам Церкви Русской, воскресная литургия знаменовалась крестным ходом вокруг крепостной стены монастыря.

 

В таких поездках паломники часто получают первый опыт. Так, для одной из трудниц, это был первый опыт ежедневной, а то и двухразовой в день исповеди в присутствии опытных священников. Пройдя через этот опыт, она поделилась, что трудно объяснить внутренние трансформации, происходившие по молитвам исповедовавших священников, в возможность которых при жизни в миру, иной раз, уже и не могла поверить. Она собрала много решений тех вопросов, которые ее волновали больше всего: искоренение, казалось бы, неизживных страстей и умножение иссякающей любви. Ежедневная исповедь и частое причастие помогли ей навести внутренний порядок, понять источники страстей и определить, с чем в первую очередь нужно расставаться.

 

Участницы поездки вернулись в город с благодарностью Богу и друг другу за эту поездку.

Текст и фото: Валерия Глущенко, Екатерина Камышникова.