Катехизация и миссия в социальных сетях

Продолжением информационной деятельности прихода в сети интернет является организация групп и страниц храма в социальных сетях. Наиболее популярными среди них являются «ВКонтакте», «Фейсбук», «Живой журнал», «Твиттер». Разница между сайтом и страницей в этих средствах массовой коммуникации: отличные целевые аудитории, особенности подачи материала, обособленность одних (в силу вхождения в определенное виртуальное комьюнити) и абсолютная открытость других (сайты «висят» в свободном доступе, открыть его может любой пользователь, достаточно только подключиться к интернету и знать точный адрес страницы).

Современные медиа-исследователи считают социальные сети «самым быстрым мостиком между новостями и читателями, при этом социальные сети – это новые рынки и аудитории» . Особенно важны в условиях социальных медиа, когда источники не всегда достоверны, и существует возможность распространять любую информацию в любых количествах, объективность и правдивость информации. Социальные сети могут стать каналами коммуникации с пользователями, что позволит создателям медиапродуктов стать ближе к своей аудитории.

Организация храмовых страниц в социальных сетях позволяет консолидировать силы подростков и молодежи. Это, как правило, популярная и комфортная для них среда, здесь между ребятами происходит неформальное общение, здесь они более свободно выражают свои мысли, не стесняются друг друга, вступают в дискуссии, обмениваются фото- и видеоматериалами. Здесь могут выстроиться горизонтальные связи общины. Кроме того, социальные сети – довольно удобный инструмент оповещения о грядущих мероприятиях, рассылки приглашений на них.

Как правило, модераторы групп со временем определяются сами собой: ими становятся самые активные комментаторы. Если посмотреть на динамичные приходские страницы, то можно сделать вывод, что регулярно что-то пишут и обсуждают в группе не более двух процентов всех участников. Тем не менее, для многих новости страницы храма являются связующим звеном с приходскими мероприятиями. Конечно, достаточное количество членов виртуальной группы просто когда-то в силу каких-то причин вошли в ее состав, но в реальной жизни ни с данным храмом не связаны, ни с людьми из этой церкви не общаются.

Страницы храмов в социальных сетях могли бы стать интеллектуальными площадками, вовлекающими прихожан в обсуждение общецерковных проектов, решений, инициатив. Так, в группе одной православной молодежной организации столицы более трех лет назад был открыт раздел «Делимся новостями» («Это интересно»), в котором ребята оставляли информационные сообщения с православных ресурсов. Спустя несколько лет эта рубрика стала одной из самых популярных на странице, практически каждая новость собирает с десяток комментариев.

К разряду обсуждений, вызывающих интерес пользователей, можно отнести темы «Нужна помощь», «Просьбы о молитвах», «Православный юмор». Наименее занимательными для членов социальных сетей являются рубрики, призывающие внести предложения по развитию какой-либо сферы приходской жизни.

Присутствие в социальных сетях поможет храму раскрыть перед теми, кто еще не является членом прихода или только начинает интересоваться Церковью жизнь конкретных людей, объединенных вокруг Евхаристической Чаши в общину. Однако здесь важно не только транслировать новости с сайта храма, чтобы собирать максимальное количество отметок «Мне нравится», а заражать среду просветительскими идеями, вбрасывать темы для размышлений о Православии. Успех будет достигнут и в тех случаях, когда люди не просто будут ставить «Мне нравится», не только выскажутся по озвученной проблеме, но разместят («поделятся») этим уникальным контентом со своими интернет-друзьями, скопируют информацию к себе на страницу.